Туляки, в своём большинстве, консервативно почитают традиции дедов и прадедов. Но в то же время они подвержены новомодным столичным веяниям, близость коих оказывает значительное влияние на обывательскую провинциальную культуру горожан.
В этом противоречии и родилась Тульская городская игрушка. С легкой руки зареченских мастеров народный мотив свистульки обрел новое манерное звучание. Игрушки делались не только детишкам на забаву, но и для любования, украшения, потому что были похожи они на изящные статуэтки. Их ставили в комнатах на комод, выставляли напоказ в окне между рамами. Глиняные барышни с Больших Гончаров отличаются изяществом фигур и эффектными платьями с рюшами. Они прогуливаются с кавалерами или танцуют. Даже нянечки-кормилицы с барскими отпрысками на руках всем своим видом показывают, что деревенский быт уже не для них. Дамы берегут цвет лица с помощью декоративных зонтиков. Порой спутницей на променаде становится декоративная собачка. Обычно это очень модный шпиц. Вспомните чеховскую «Даму с собачкой», или грибоедовское: « - Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка!».
Прототипы сатирических персонажей русский классики стали моделями и для тульских статуэток, которые в свою очередь завоевали сердца мещан. Хоть они и не бедствовали, но дорогие фигурки из Франции были им недоступны. Над этими неприметными людьми насмехались Гоголь и Салтыков-Щедрин. Их глуповский быт, их «нравы Растеряевой улицы», да и они сами нещадно истреблялись в советское время.
Гонения коснулись даже собачек. Поголовье шпицев в нашей стране стало восстанавливаться только в конце 20-го века на привезенном из-за границы материале. Что уж говорить о совсем не пролетарских статуэтках? Но, напомним, что туляки консервативны. Историю родного города они узнают не на скучных школьных уроках, а из семейных легенд, старых фотографий и бабушкиных сундуков, в углах которых долгие годы ждала своего возрождения и Тульская городская игрушка.
В конце XX века Ирина Кузнецова, Ольга Андреева и Ирина Бежина занялись восстановлением и развитием этого ремесла. Сейчас у них много преемников, а сами мастерицы имеют ряд почетных званий. Ольга Алексеевна Андреева - член международного Союза художников ЮНЕСКО. Бежина Ирина Дмитриевна – народный мастер с 1983 года и член Союза художников России. Их авторские работы встречаются во многих музеях не только Тулы и Тульской области, но и всей России.
Прервавшийся промысел можно сравнить с человеком, которого лет на сто погрузили бы в анабиоз, а потом разбудили. Сначала ему было бы очень трудно в современном мире, но через некоторое время он постепенно научился бы пользоваться всеми техническими новинками. Вот и тульские игрушечные персонажи уже начали осваивать велосипед и узнали, что такое магнитик на холодильник. Глядишь, лет через 10-20 и с модой освоятся, и за компьютер присядут, ведь Тульская городская игрушка исторически была, хоть и несколько рафинированным, но отражением реальности.
Конечно, к экспериментам с развитием промысла следует подходить очень осторожно, и не столько с фантазией, сколько с изучением его истории. Так, новые сюжеты для Тульской городской игрушки дали археологические раскопки гончарной слободы в Заречье. И в коллекции музея «Филимоновская игрушка» появилась «Наездница» от Ирины Бежиной.
Большое количество публики 17 ноября 2013 года собрал вернисаж Тульской городской игрушки в салоне «Все художества». Ирина Бежина и Ольга Андреева не только рассказали о промысле, но и провели мастер-класс по созданию наших глиняных землячек. Гость вернисажа – заслуженный художник России, член живописной комиссии Союза художников России, Журов Евгений Павлович считает, что в Туле наиболее перспективно для развития именно промыслово-народное направление художественного мастерства.
Ода тульским гончарам
(Лёля Андреева)
За рекою, за Упою
Есть селение одно,
Со времен Петра известно,
Чем прославилось оно.
Гончары-мастеровые,
Люди добрые, простые
Здесь селилися не зря,
С песней, с выдумкой творя.
Изразцы, махотки, кружки,
И, конечно же, игрушки
Всяк лепил, и стар, и млад,
Восхищая Тульский град.
Что за дивные горшки!
И какие барыньки!
Стройные, изящные,
В кружевах, летящие,
Выходили из-под рук,
Попадали и на круг,
На окнах стояли
И в горнах бывали.
Красились, белились,
В платице рядились.
Зонтиками укрывались,
Любимым улыбались.
Так и жил тот люд честной
За рекою, за Упой
Много лет тому назад,
Удивляя Тульский град.
Век прошел, как сон людской,
И над древнею Упой
Замелькали вновь картины;
Из куска нежирной глины
Изразцы, махотки, кружки
И, конечно же игрушки
Залепил и стар, и млад,
Восхваляя Тульский град.
Закружились кружева,
Нить времен жива, жива!
Автор материала: Ольга Вострикова