Александр Константинович Малов (1906, Уфимск – 1909, Ялта), организатор художественно-ремесленного образования в Туле .
Школа с молотком и циркулем
«Юноша бледный со взором горящим», – таким знали Александра однокашники по Санкт-Петербургской Академии художеств. В классе архитектурно-декоративной живописи он выделялся незаурядным дарованием, неистовым интересом к учебе, старательностью и работоспособностью. Эти качества проложили сыну бедного служащего из далекой провинции дорогу в ведущее учебное художественное заведение России, лишь они могли и в дальнейшем обеспечить ему успешный путь в искусство. Но мало кто из товарищей по учебе и тем более преподавателей знал, что бледность и горящий взор начинающего художника объясняются не только страстью к творчеству, но и туберкулезом, которым Малов заболел в студенческие годы.
Впрочем, болезнь не помешала ему начать по окончании учебы карьеру помощником декоратора при дирекции Императорских театров. Храмы Мельпомены предоставляли художникам уникальную возможность проявить свой талант, и многие мастера кисти не пренебрегали ею. Бакст, Головин, Билибин, Бенуа… в этом ряду могло появиться и имя Малова, если бы не проблемы в личной жизни.
Александр Константинович был женат на актрисе, имел от нее двух детей, но брак не сложился. В конце 1980-х годов Малов, разведясь с женой, уехал в Полтаву. Там он в течение несколько лет преподавал рисование и черчение в земском ремесленном училище, был наблюдающим за художественным направлением училищных мастерских и по возможности поддерживал связи в мире большого искусства. «Я всегда верил в способности русского народа, а теперь при близком наблюдении я окончательно убедился не только в способности, но и в глубокой талантливости русской натуры», – говорил он.
Прикладная специализация художника в эти времена пришлась как нельзя кстати. Министерство финансов под управлением графа Витте на рубеже XIX–XX веков, озаботившись проблемой подготовки квалифицированных рабочих кадров, разворачивало в стране промышленное образование. В июне 1902 года было принято нормативное положение, вводившее четыре типа учебных заведений: училища по подготовке художников-рисовальщиков и художников-мастеров; ремесленные школы для обучения сложным работам; мастерские по обучению работников с художественными знаниями, владеющих различными техническими приемами; классов по рисованию, лепке и черчению. «Опытом дознано, что умственно развитой рабочий скорее выучится всякому виду труда, требует меньше надзора, расходует меньше материала, меньше портит орудия и машины… образование развивает как умственную подвижность, так и физическую ловкость рабочего, увеличивая производительность его труда, а соответственно этому возрастает и его заработная плата», – объясняет причины образовательной реформы тех лет энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Профессиональную подготовку работников считал важнейшим делом и тульский губернатор Владимир Шлиппе, руководивший губернией в 1893-1905 годах. При его поддержке в 1986 году возникло Общество содействия развитию кустарных промыслов, с помощью которого были собраны сведения о данные о кустарях, составлены карты промыслов в губернии. Общество провело две выставки изделий (в 1897 и в 1900 годах), открыло кустарно-промышленный музей, где проводились лекции, беседы и консультации, а при оружейном заводе организовало воскресные курсы рисования для повышения художественного вкуса кустарей, занимавшихся «гравировкою, чеканкою и травкою по металлу». Так что к моменту выхода положения о профессиональном образовании в Тульской губернии уже имелись и предпосылки для организации учебы работников по-новому, и поддержка губернатора.
К созданию художественно-ремесленной учебной мастерской в Туле Шлиппе с подачи известного художника Александра Бенуа привлек Малова, который 28 октября 1902 года выступил на заседании Общества с докладом «О современном состоянии художественно-слесарного дела за границей по сравнению с таковым в России». Суть доклада изложена в протоколе заседания: «…г. Малов приходит к заключению, что в таком образовании наиболее нуждается Тула, как исторически сложившийся и продолжающий развиваться центр металлического производства, имеющий к тому же значительные естественные богатства в лежащих вокруг него рудных месторождениях».
Создание мастерской началось весной 1903 года. Малов, назначенный директором нового учебного заведения, занялся подбором педагогов, обустройством классов, разработкой учебных планов и прочей организационной рутиной. Мастерская, уставная цель которой было «сообщать учащимся в ней художественные познания и технические приемы, необходимые для работника по обработке металлов», разместилась в бывшем здании кустарно-промышленного музея на Киевской улице. Эта старая «двухэтажка» была тесна и неудобна для учебы. Малову вместе с преподавателями пришлось разработать специальную малогабаритную мебель и изрядно поломать голову над расписанием занятий с тем, чтобы в одном помещении не оказывалось слишком много учащихся. Учебная программа включала общеобразовательные, специальные дисциплины (рисование, черчение и лепка) и занятия в мастерской. В мастерскую принимались лица старше двенадцати лет всех сословий и вероисповеданий, учащиеся носили форменную одежду и фуражки с эмблемами мастерской – перекрещенными молотком и циркулем в обрамлении золоченых листьев. Стоимость обучения составляла шесть рублей в год, срок учебы – три года. На первых порах в мастерской работало только кузнечно-слесарное отделение, но в дальнейшем планировалось создать еще модельное, литейное, давильное, оксидировочное и ювелирное отделения. Желающих учиться оказалось множество, но набор ограничивался нехваткой учебных площадей.
26 ноября (9 декабря) 1903 года художественно-ремесленная мастерская была открыта.
К сожалению, с деньгами у Общества было неважно, и мастерская не имела возможности развиваться. Александр Константинович и преподаватели много сил положили на то, чтобы добиться передачи учебного заведения на содержание Министерства торговли и промышленности. Специально для изучения ситуации Тулу посетил в 1906 году помощник инспектора по художественной части В.А.Галецкий, давший такое заключение: «Трехлетнее существование мастерской свидетельствует о несомненной ее полезности для местной промышленности, дает уверенность в дальнейшей плодотворной деятельности этого учебного заведения». В итоге художественно-ремесленную мастерскую взяло под свое крыло губернское земское собрание.
Мастерской выделяется земельный участок бывшей арестантской полуроты, готовятся проекты нового здания для нее, но 1 марта 1909 года в мастерских произошел сильный пожар. Эта беда добила Александра Константиновича – он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был бросить все и уехать лечиться в Ялту. Там он вскоре и скончался.
Крест и ограду для его могилы в Ялте изготовили учащиеся мастерской. Небогатое имущество Малова было продано через сиротский суд, а его вторая жена с детьми от этого брака уехали в Полтаву.
Память об Александре Константиновиче Малове хранят учащиеся технико-экономического колледжа имени А.Г. Рогова, ведущего свою биографию от Тульской художественно-ремесленной мастерской. Ей и ее организатору посвящен один из разделов экспозиции музея колледжа.
Автор Валерий Руденко
***
На фото - запись в книге ялтинской церкви о кончине Александра Константиновича Малова, из фондов Крымского архива. Предоставлено Игорем Гавриловым (г. Николаев).