Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова - это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами. 
 
Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Этот дом был построен в 1892 году по проекту Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского живописца. Еще в 1887 году Поленов писал: "Мечтаю о домике а берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинна галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся". Все мечты были претворены в жизнь. В 1890 году совершилась желанная покупка земли в деревне Бехово. Но Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название "Борок". Владела этой землей крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: 8 июня 1891 года Поленов получил во владение "Борок", а крестьяне - в два раза больше пахотной земли. 
 
В то время, когда русские усадьбы приходят в упадок, художник создает грандиозный проект усадебного комплекса. 16 августа 1891 года был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 года семья переселилась в новый дом, именно эту дату и принято считать днем создания музея. Поленов мечтал о том, что его дом будет не только жилым домом, но и мастерской для его друзей-художников и многочисленных учеников, а главное - это будет первый в России художественный музей в провинции, доступный самому широкому кругу посетителей. 
 
С этого времени и началась жизнь усадьбы. Музей Поленова - один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации в мае 1918 года. В 1924 году усадьба Борок была предоставлена В. Д. Поленову и его семье в пожизненное пользование Постановлением Совнаркома РСФСР. В 1939 году, после принятия от наследников художника в дар государству всех коллекций музея, его библиотеки, архивов и фондов, музей был взят на баланс Тульским Облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой. В 1941 году через Поленово прошла линия фронта, экспонаты музея были эвакуированы в Тулу. Музей был вновь открыт для посещения в 1944 году. В начале 1950-х годов "Дом-музей имени В.Д.Поленова" был преобразован в музей-усадьбу В.Д.Поленова. В 1964 году он был Постановлением Совета Министров РСФСР передан из областного подчинения в непосредственное подчинение Министерству культуры РСФСР, в 1975 году ему была присвоена вторая категория. В 1983 году Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба В Д Поленова был преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В Д Поленова. В 1990 году был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей - заповедник В. Д. Поленова. 
 
Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова - это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами. Его территория (870 га) включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в с.Бехово, построенные по проектам В.Д.Поленова, а также усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы луга, леса, сельскохозяйственные угодья. Основная идея, которая определяет жизнь музея сегодня - это желание не утратить внутреннюю связь с духовным и высоко творческим стилем жизни поленовской семьи. Это находит выражение в сохранении, в творческом переосмыслении и развитии тех просветительских и художественно-эстетических традиций, начало которым положил художник. 
 
Фонды и коллекции 
 
Доминирующее значение Большого дома для заповедника очевидно. Это касается как фондов, так и экспозиции: общая площадь – 594 кв. м, экспозиционная – 313 кв. м. Объем мемориального фонда – 11270 единиц хранения, из них живопись – 716 ед. хранения, графика – 4004 ед. хранения, предметы ДПИ – 1682 ед. хранения, археология (Древняя Греция и Древний Египет) – 722 единицы хранения. Фонды содержат произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, личные вещи В.Д.Поленова и членов его семьи, подлинные фотографии, предметы интерьера и быта, библиотеку художника. 
 
Выставки 
 
Продолжая идеи просветительства, заложенные хозяином дома, экспозиционно-выставочный отдел музея ведет большую работу. Музей обладает богатейшими фондами, что позволяет устраивать много выставок как на территории усадьбы, так и за ее пределами. Тематически эти выставки связаны с творчеством В.Д.Поленова и художников его круга. А если сказать, что среди поленовских учеников были столь яркие художники, как К. Коровин, И. Левитан, А. Головин, а среди друзей - И.Репин, И.Шишкин, В.Васнецов, то понятно, что выставки вызывают огромный интерес. 
 
Театр в музее 
 
Одной из самых ярких традиций поленовского музея является театральная. Заложил эту традицию основатель музея, и вот уже почти сто лет в его доме постоянно устраиваются театральные представления. Эта традиция не только жива, но и постоянно развивается. В настоящее время в музее существует детский "Театр Новогодней Елки": в каждом спектакле участвуют 25-30 учеников местной школы, и эти спектакли помогают раскрыть творческие возможности детей. 
 
Работа с детьми 
 
В музее была разработана концепция детского творческого образования, куда входят и регулярные факультативные занятия по курсу мировая художественная культура, которые проводятся в школе с.Страхово, и создание на базе музея для учащихся разных возрастов компьютерного класса, где дети получают первые профессиональные навыки работы с современной техникой, выполняя многие задания, необходимые в школьном учебном процессе. Еще одной попыткой дать детям возможность раскрыть свои творческие способности стала организация фестиваля «Филимоновская игрушка» - своеобразного праздника детского народного творчества. 
 
Еще одним важным направлением в деятельности музея является работа, направленная на сохранение мемориальности как самого дома, так и всей усадьбы. Уже был произведен косметический ремонт Большого дома с заменой кровли, восстановлены Аббатство, Адмиралтейство, Фахверковый сарай, домик садовника, требуют реставрации и остальные усадебные постройки, большая часть которых сохранила свой внешний облик, но утратила первоначальный интерьер. Некоторые постройки до сих пор выполняют те же функции, что и при В. Д. Поленове: конюшня, сенной сарай. Другие нуждаются в полном восстановлении: курятник, дом лесника, домик бакенщика, погребица, ледник, кузница. 
 
Заповедник 
 
Одно из основных направлений деятельности музея – развитие и рост заповедника, полная мемориализация исторического ландшафта, создание уникального национального парка на севере Тульской области, в верхнем течении реки Оки, парка-заповедника среднерусского пейзажа. Ведь Поленов, поселившись на окском холме, сумел бережно сохранить удивительную красоту окского пейзажа. 
 
В настоящее время территория музея-заповедника с окрестными лесами и лугами представляют мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды. Непосредственно усадьба занимает площадь 14,1 га, включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту В.Д.Поленова в конце Х1Х - начале ХХ века, и усадебный парк - тоже детище Василия Дмитриевича: большинство сосен было посажено его руками. К парку отношение в семье было особым - как к живому существу, составлявшему неотъемлемую часть дома. Столь же бережным было и отношение к природе. 
 
Время пощадило усадьбу: она осталась такой, какой и была задумана Василием Дмитриевичем Поленовым. Дом был построен на любовно выбранном месте, и Поленов оказался счастливым архитектором, так как все, что он спроектировал, через несколько лет увидел построенным. При выборе участка под усадьбу Поленов прекрасно представлял себе, как будет выглядеть усадьба через много лет. Именно сейчас мы можем судить об этом: такой удивительной красоты, которой обладает поленовская усадьба, не сразу найдется в средней полосе России. От двух каменных столбов ворот главного въезда в усадьбу ведет в сторону дома сосновая аллея — одна из первых посадок, сделанных Поленовым на бывшем ржаном поле. Привычными в старинном парковом и усадебном строительстве были липовые и березовые аллеи. Поленов предпочел сосну, напоминавшую ему родной Север, правильно решив, что на открытом месте с песчаным грунтом сосна будет быстро и хорошо развиваться. Прямо перед воротами в глубине на фоне зелени стоит здание Аббатства. Правее Аббатства, напротив Большого дома, под разросшимися березами Поленовым была выстроена избушка для детских игр. От центра усадьбы вниз к Оке ведет дорожка. Здесь стоят столбы каменных ворот, крытые черепицей — северный вход в усадьбу. Вся усадебная земля обнесена декоративной изгородью из местного камня — известняка, по типу тех, которые напоминали художнику Вель и были запечатлены им на многочисленных этюдах. 
 
Уникальный мемориальный парк музея-усадьбы был создан руками человека — большого художника, умевшего видеть через десятилетия. Сейчас в нем ежегодно производятся санитарные и ландшафтные рубки, ведутся лесопосадки. Это — тоже традиция Василия Дмитриевича Поленова, стремившегося всеми доступными человеку средствами добавить красоты окружающему миру. 
 
 
Заочная экскурсия по музею-заповеднику В.Д. Поленова
 

Как и во времена Поленова, вход в усадьбу открывают два выложенных из камня и крытых черепицей столба.

За ними – въездная сосновая аллея, которая всегда была очень символичной частью усадьбы: миновав белые столбы ворот, оказываешься на въездной аллее и, увидев сквозь деревья очертания дома и Аббатства, невольно попадаешь во власть той особенной усадебной атмосферы, которая напоминает о нерасторжимой связи времен.

При всей внешней камерности Большой дом очень поместителен (в нем 24 комнаты), а интерьеры – одновременно и изысканны, и уютны. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки – сделаны были по его эскизам и очень часто – собственными руками. К планировке дома Поленов подошел и как архитектор, и как художник-пейзажист: в каждой комнате – большого размера окна, прекрасно их освещавшие, но главное, из каждого окна открывается замечательный вид на Оку, заокские дали, Тарусу и живописную речку Скнижку.

В Портретной – семейные реликвии, редчайшие древнеегипетская и древнегреческая коллекции не только рассказывают о прошлом поленовского рода и обо всем том, чем культура России обязана Поленовым и чем вправе гордиться, но и создают изящную, очень уютную обстановку в стиле 40_х годов XIX века. В Столовой царит мир народного искусства и абрамцевского художественного кружка. Интерьер этой небольшой и уютной комнаты переносит посетителя в эпоху московских Вербных базаров и Грибных рынков, на которых эти вещи и приобретались. Крестьянская утварь, глиняные и деревянные игрушки – изделия мастеров Московской, Архангельской, Нижегородской, Тульской, Калужской губерний.

По замыслу Поленова главной комнатой его дома была Библиотека – самая красивая комната на первом этаже. Ведет в нее двустворчатая дубовая дверь с вырезанной датой постройки дома – «1892». Огромное итальянское окно темной рамой обрамляет пейзаж: тарусская просека в парке и заливные луга. Верхние стекла окна заменены цветными витражами, созданными по эскизам В. Д. Поленова. Очень хорош готический камин с мозаичными фризами, сделанными из окских камней Василием Дмитриевичем и его сестрой Еленой Дмитриевной, замечательной художницей.

Поленовское собрание русской живописи составилось благодаря установившемуся в кругу художников обычаю: обмениваться этюдами и эскизами к задуманным картинам. Их авторы – художники, создавшие славу русского искусства. А для Поленова это были люди близкие, друзья.

Кабинет. Интерьер Кабинета отличается простотой, но той изысканной простотой, которая позволяет говорить о безупречном художественном вкусе. Здесь Поленов развешивал свои картины и этюды, постоянно меняя экспозицию. Поэтому Кабинет наиболее полно отражает круг его интересов, этапы его творчества, передает атмосферу, в которой он жил. Турецкий диван и письменный стол с основания дома стояли на тех же местах. Ковер на диване – подарок брата А. Д. Поленова, создавшего в своем имении в Орловской губернии ткацкую ковровую мастерскую.

Кабинет в доме часто называли «Музыкальной»: здесь устраивали домашние концерты, музыкальные вечера; не случайно здесь – два музыкальных инструмента – фортепьяно и фисгармония.

На второй этаж ведет красивая лестница, сделанная по эскизам художника: без нее немыслим Большой дом. По этой лестнице Василий Дмитриевич ежедневно поднимался в свою мастерскую до тех пор, пока не была им выстроена новая – Аббатство. На стенах вдоль лестницы висят репродукции картин, в основном – мастеров эпохи Возрождения: любимые картины, любимые художники помогают понять глубже, отчетливее характер, взгляды Поленова.

В верхних этажах располагались жилые комнаты, а в большой и светлой Мастерской сейчас находятся редкое для русской живописи произведение – графическая работа «Христос и грешница» (1885) и восточные пейзажи художника.

В соседней с Мастерской комнате второго этажа – пейзажная живопись Поленова. И Мастерская, и Пейзажная не носят мемориального характера. Эти экспозиции были созданы детьми Поленова

Строительные работы начались в 1891 году, а закончились в 1904_м. Усадьба была окружена оградой из местного тарусского камня. За эти тринадцать лет, кроме главного здания – Большого дома, – появились хозяйственные постройки: деревянная четырехскатная погребица, каретный сарай и конюшня, деревянный одноэтажный дом для рабочих, получивший название «Дом управляющего». Недалеко от огорода, напротив Большого дома, был поставлен Фахверковый сарай (1895) – кладовая и столярная мастерская, где талантливый плотник-столяр делал лодки для поленовской флотилии. В настоящее время в Фахверке работает постоянная выставка из фондов музея – «Художественные традиции рода Поленовых». В конце дорожки, ведущей к реке, по левую сторону стоял небольшой белый лодочный сарай – Адмиралтейство (1895), куда на зимнее время убирались лодки домашней флотилии, а летом был склад весел, парусов, рыболовных принадлежностей.

В нынешнее время в Адмиралтействе показывают замечательную работу Василия Дмитриевича, созданную специально для детей – диораму. Это кругосветное путешествие в акварельных картинках, которые показывают с помощью подсветки. В строительстве хозяйственных построек Поленов использовал архитектурный прием германского средневековья – фахверк.

Белое кирпичное здание с красной крышей, прозванное за архитектуру «Аббатством» (1904), – мастерская Поленова. Архитектурному решению Аббатства свойственны изысканность силуэта и контрастность разных объемов, соединенных в единое целое. Отдаленные ассоциации с излюбленным Поленовым романским и готическим зодчеством придают особую романтичность этому маленькому «замку».

Поленову – архитектору принадлежит создание церкви Святой Троицы в Бёхове. Василий Дмитриевич с радостью откликнулся на личную просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно храм – то связующее звено, которое духовно объединяет все слои населения. Строительство было начато в 1904 году и закончено осенью 1906 года. Внутреннее пространство храма создает ощущение спокойствия и душевной теплоты. Что касается архитектурной темы, то это – своеобразное сочетание романской и древнерусской архитектуры, талантливо приведенное в соответствие с идеалами современности. Бёховская церковь очень живописна, а образный строй архитектуры оказался созвучен настроению окского пейзажа. Недалеко от церкви похоронен художник и члены его семьи.

 

 

Информация предоставлена сотрудниками музея-заповедника В.Д. Поленова,