Возникновение петровской усадьбы, сельца Петровского относится к началу 1770-х годов и связано с именем представителя старинного дворянского рода, потомка Рюрика в 27-ом поколении, екатерининского вельможи, князя Ивана Петровича Тюфякина, который в последней четверти XVIII в. возглавлял "Московскую гоф-интендантскую команду". 

В управлении князя были московские дворцы и сады с оранжереями, принадлежавшие императорской семье. Тюфякины имели изрядное состояние, были крупными землевладельцами. В 1763 г. Иван Петрович унаследовал от отца в Калужском уезде сельцо Ковша и деревню Середнюю. В нескольких верстах от этих селений, на высоком левом берегу Оки, князь выбрал живописный уголок под свою усадьбу. 

Места эти настолько живописны, что и сейчас невозможно не оценить природной красоты Петровского. С горы, где стоит усадьба, открывается изумительный вид на окрестные дали. Причудливая излучина Оки, широкая окская пойма, заречные луга, уходящие к горизонту, - редко, где можно встретить такой широкий, просторный, привольный пейзаж. 


Первые сведения о сельце Петровском относятся к периоду генерального межевания Калужского наместничества в 1776-1778 гг. В "Полном экономическом примечании Калужского наместничества Тарусского уезда" была сделана следующая запись: "Селцо Петровское и деревня Ковшина... князя Тюфякина... Селцо на суходоле... В том селце дом, - господской каменной при нем сад нерегулярной с плодовитыми деревьями разных родов, с коих плоды сбираются для господского обиходу". 

В документе сообщалось также, что в этих селениях насчитывалось 17 дворов, 56 мужчин и 69 женщин крепостных. 

Архитектурный ансамбль петровской усадьбы возведен в стиле зрелого крассицизма. Основной усадебный комплекс занимал верхнюю береговую террасу. Внутренний двор окружали: главный усадебный дом и четыре, симметрично расположенные по обе его стороны флигеля. Особенно интересна и впечатляюща архитектура главного усадебного дома, являющегося прекрасным образцом усадебного зодчества конца XVIII века. Дворовый фасад скромен, спокоен, почти лишен украшений. Лишь две пары небольших колонн, поддерживающих два симметричных балкона, оживляют равномерный ритм оконных проемов. 

Наиболее интересной частью дома является фасад, обращенный к Оке. Вот как описывает его В. Н. Уклеин: "Центральный полукруглый выступ (так называемая полуротонда) окружен на высоту первого этажа полуциркульной, очень эффектной дорической колоннадой, стоящей на довольно высоком цоколе. Искусно использовав падение рельефа, зодчий ввел в композицию пологие пандусы, ведущие из парка к дому. Охватывая колоннаду полукольцом, они придают ей еще большую выразительность и монументальность. Над колоннадой, на уровне второго этажа, устроена терраса, с которой открывается поистине чудесный вид на Оку и ее живописный правый берег". 

Со стороны этого фасада анфиладой располагались парадные комнаты дома. За полуротондой находился круглый зал, перекрытый куполом. Из зала можно было выйти на большой, поддерживаемый колоннадой, полукруглый балкон. Центральные залы отличались изысканной отделкой, тонкими лепными карнизами и печами, украшенными кафельными изразцами. Стоящая на возвышенности петровская усадьба была хорошо видна издали, с реки и окрестных лесов и полей.


Усадебный дом Беров в Петровском (Алексин). Памятник архитектуры второй половины XIX в. (с картины В.Федосова)  

Название усадьбы, скорее всего, произошло от имени Петр и связано с представителями фамилии Тюфякиных. Князь И. П. Тюфякин назвал свое имение или в честь отца своего Петра Федоровича, или именем единственного сына. 

Петр Иванович Тюфякин (1769-1845) был последним из этого рода владельцем петровского имения. Друг детства и фаворит Александра I, он был известен современникам как вице-директор, а затем и директор Императорских театров в Санкт-Петербурге и Москве. 

С 1810-х годов петровская усадьба переходит к Варваре Дмитриевне Гурко. В. Д. Гурко, урожденная Полторацкая, принадлежала к одному из культурнейших дворянских семейств России, известных любовью к наукам, литературе, искусству, поддерживавших тесную связь с такими выдающимися представителями русской культуры, как Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, В. П. Стасов и многими другими. Портрет В. Д. Гурко работы О. А. Кипренского хранится в Третьяковской галерее. 

После кончины В. Д. Гурко в 1838 г. все заботы о петровской усадьбе взял на себя ее муж, генерал-майор Леонтий Осипович Гурко. Петровское являлось образцовым по благоустройству имением славилось успешным ведением хозяйства. 

После смерти Л. О. Гурко в 1860 г. во владение усадьбой вступил его единственный наследник - сын Александр Леонтьевич (Ромейко-Гурко). В 1898-1903 гг. действительный статский советник А. Л. Ромейко-Гурко занимал пост управляющего Калужской губернской контрольной палатой, являлся также действительным членом губернского статистического комитета. В 1902-1903 гг. избирался Тарусским уездным предводителем дворянства. Был известен и своей благотворительной деятельностью. 

С конца XIX в. Петровское становится дачным местом. В 1873-1874 гг. вблизи имения прошла Сызрано-Вяземская железная дорога. Полустанок "Средняя" находился в трех верстах от усадьбы. Всего за несколько часов можно было добраться до Петровского из Калуги, Тулы, Москвы. 

Последним владельцем петровской усадьбы был Владимир Владимирович Бер, купивший имение у разорившихся Гурко. В. В. Бер играл видную роль в Тарусских уездных органах управления. В 1912 г. он занимает должность земского начальника, а в 1915 г. Тарусское уездное дворянское собрание выбрало В. В. Бера уездным предводителем дворянства. 

В. В. Бер был блестяще образованным человеком, увлекался литературой, искусством, писал стихи. Наверно, поэтому в усадьбе Бера нашли место для отдыха представители литературы и искусства начала XX века. 

После революции в усадьбе был создан дом отдыха одного из наркоматов. В 1928 г. здание передается школе ФЗУ, а затем ремесленному училищу, и впоследствии там размещалось общежитие сельского профессионально-технического училища.

В настоящее время прекрасное творение зодчего на глазах наших современников постепенно разрушается, и в нем уже слабо проступают черты бывшего прекрасного архитектурного памятника.


Источник: книга В.М.Пономарёвой "Алексин" - Тула: "Пересвет", 1998.
Петровское интересно не только местоположением и своеобычными культурно-историческими ассоциациями, но также строгой классицистической архитектурой старинного усадебного ансамбля (1770-е гг.), который подчинен двум совершенно разным, контрастирующим пространствам - замкнутому парадному двору и бескрайней долине Оки. 

Небольшой двор, занимающий верхнюю береговую террасу, выгорожен из окружающего ландшафта двухэтажным главным домом, двумя двухэтажными и двумя одноэтажными флигелями (от восточного флигеля сохранились только фундаменты). 

Архитектура парадного двора немногословна. Ноту интимности и замкнутости вносят четырехколонные лоджии симметричных одноэтажных флигелей. Дворовый фасад главного дома благодаря нейтральности своей композиции не нарушает впечатления камерности. Лишь пары небольших колонн, поддерживающие два симметричные балкона, оживляют равномерный ритм оконных проемов, включая объем дома в общее архитектурное решение. 

Противоположный, окский фасад дома решен в гораздо более крупном, цельном и впечатляющем масштабе. Он обращен в сторону Оки мощной полуротондой римской дорической колоннады. За ней размещен круглый зал, перекрытый куполом, - характерный для своего времени композиционный и геометрический центр анфиладной планировки классицистического дома. 

Из зала можно выйти на большой, поддерживаемый колоннадой полукруглый балкон. На этом балконе, с которого открывается вид на уходящую вдаль полоску реки, можно стоять часами, особенно вечером, когда быстро угасает горячий летний день. От воды веет свежестью, едва различимый плеск небольших волн ласкает слух. Бесшумно и быстро движется черная в этот час река и кажется из-за черноты бездонной.


Петровское.Усадебный дом. 1770-е г.