Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках - птичка-свистулька и ребенок. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… И сегодня перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным, ей около семисот лет) игрушек России.
Гончарный промысел процветал в деревне Филимоново несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы. Земля в этих местах была бедной, урожаи — скудными, поэтому продажа глиняных горшков и мисок стала единственным источником дохода для жителей деревни. Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.
К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела.
Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.
После революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров.
Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось. С тех пор филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы и сегодня передают знания из поколения в поколение.
Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области. Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А. Г. Зайцевой, А. Г. Карповой, А. И. Дербенёвой, А. Ф. Масленниковой, Е. И. Лукьяновой и Е. К. Евдокимовой, а также современных мастеров – В.Н. Масленниковой, Е. А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И. Д. Бежиной, Е. М. Палевской.
В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода. Ну, и конечно, в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Каждый может взять в руки комок мягкой синей глины и ощутить ее энергию.
Филимоновскую глину называют синикой. Она обладает своим неповторимым характером - любит, чтоб ее гладили. Если получится подружиться с синикой, то она непременно оживет и превратится в коня, уточку или петуха - именно такими были первые филимоновские сюжеты.