История Московского (старое название – Курский) вокзала связана с открытием железнодорожного сообщения между Москвой и Тулой. Произошло это 11 ноября 1867 года. Правда, первый «дом для пассажиров» находился в другом месте – на противоположенном берегу Упы, на окраине Заречья. 

Железнодорожный подкуп 

Строительство Московско-Курской железной дороги началось в 1864 году. Первоначальный проект дороги обходил Тулу стороной: от Серпухова на Калугу и далее в Орел. И лишь многочисленные петиции тульских купцов и помещиков к Александру II, а по другой версии, здесь не обошлось без подкупа, склонили железнодорожную ветку к Туле. 

Среди весомых аргументов звучала тульская торговля зерном: Тульская губерния на протяжении всего XIX столетия имела репутацию всероссийской «ссыпки», здесь заключались многотысячные контакты на поставку зерна. Кроме того, сказались большие залежи каменного угля под Тулой и Веневом, а также необходимость железнодорожного сообщения для нужд Тульского оружейного завода. Калуга в середине XIX века славилась только лесом, который прекрасно сплавлялся по Жиздре, Угре и Оке. 

В мае 1864 года министр путей сообщения П. П. Мельников известил тульского губернатора, что «правительство озадачивается сооружением просимой дороги». Но окончательное решение о продолжении железной дороги от Серпухова через Тулу на Орел и Курск правительство объявило только 28 декабря 1864 года – уже после открытия сообщения между Москвой и Серпуховом. 

Московско-Курской железная дорога строилась частями. Первый участок от Москвы до Серпухова был открыт 17 ноября 1866 года. В присутствии первых лиц железнодорожного ведомства из Петербурга прошло торжественное освящение временного здания Курского вокзала в первопрестольной. 

 Из Москвы – в Заречье 

Строительство второго участка Московско-Курской железной дороги – до Тулы – осложнялось необходимостью возведения двух мостов: через Оку и Упу. Оба подряда получил Коломенский завод военного инженера Аманда Егоровича Струве. 

30-летний инженер Аманд Струве к тому времени имел репутацию опытного мостостроителя (его компания наводила мосты через Днепр в Киеве и через Неву в Петербурге). В пользу Коломенского завода сыграло и близкое расположение предприятия к Оке: металлические фермы доставлялись к месту строительства по воде, для чего пришлось построить пристань под Серпуховом. 

Все работы по возведению моста удалось завершить в феврале 1867 года «Реку Оку пересекает железный неразрезной решетчатый мост о 11 пролетов (чистое отверстие 227 саж.)», - таким запомнил мост Струве один из русских путешественников. Это был особенный мост: поезда курсировали по верху ферм, а по нижнему ярусу, как по решетчатому тоннелю, могли проезжать повозки гужевого транспорта. 

В августе 1867 года мост и первые версты железной дороги от Серпухова до Тулы проинспектировал император Александр II. Император остался доволен работой Аманда Струве и «пожаловал военному инженер-капитану Струве орден Св. Владимира 4-й степени». 

 ноябре 1867 года Министерство путей сообщения объявило о создании Московско-Тульской железной дороги. Железнодорожная ветка от Серпухова по новому мосту через Оку дошла до Тулы. 

Первый, временный пассажирский дом был устроен на окраине города, в Заречье, недалеко от Кузнецкой слободы. 11 ноября 1867 года здесь встречали первый железнодорожный состав из Москвы. 

Известно, что в первые месяцы работы Московско-Тульской железной дороги в сутки отправлялись всего две пары пассажирских поездов. Плата за место от Москвы до Тулы в 1-м классе стоила 5 руб. 40 коп., в третьем классе – в два раза дешевле. Каждый пассажир имел право на бесплатный провоз в багажном вагоне одного пуда багажа (16 кг). 

Для удобства пассажиров и носильщиков 

По привычному тулякам адресу Московский (прежнее название Курский) вокзал находится с 1868 года. К этому времени было завершено строительство железнодорожного моста через Упу: мощные железные конструкции из двух пролетов с одной опоры посреди реки. Мост был рассчитан на однопутную железную дорогу, слева и справа от рельсового полотна проходили деревянные настилы для пешеходов. Одновременно велось и строительство небольшого деревянного Привокзального моста через Воронку: он соединил Томилинскую улицу (с 1900 года Суворовская, с 1918 – Красноармейская) с вокзальной площадью. 

В середине XIX века будущая вокзальная площадь считалась окраиной Тулы. Здесь находились различные склады, располагалась ватная фабрика Еффа и Литвака (здесь занимались переработкой хлопка, а также утилизацией отбросов ткацких фабрик и швейных мастерских и выпускали обтирочные концы). Тут же обитал цыганский табор. 

Со строительством железнодорожного вокзала этот район преобразился: на месте современной гостиницы «Москва» был разбит сад, в Туле его называли «круглым», рядом находилась железнодорожная столовая. Здание Курского вокзала было открыто 7 сентября 1868 года. Это было небольшое деревянное строение (это фрагмент виден на снимке Привокзального моста через Воронку). 

Чуть раньше 15 (по другим источникам 16) августа 1868 года поезда начали курсировать от Тулы до Орла. 7 сентября 1868 года «железка» дошла до Курска. 

Каменное здание Курского вокзала Тула получила в начале XX века. Станция Тула по объему пассажирских и грузовых перевозок была отнесена к 1-му классу, что обязывало иметь каменное здание вокзала. «1 марта 1913 года строители приступили к капитальному переустройству вокзала ст. Тула Москосковско-Курской ж.д. Необходимость нового здания ощущалась давно, так как временами в зале для пассажиров и в переходах к платформе бывает такая теснота, что очень трудно двигаться носильщикам, а провожающим вообще негде встать», - так писали об этом событии дореволюционные тульские журналисты. 

Новое здание железнодорожного вокзала стало украшением города: нарядный фасад, высокие полуовальные окна, залы ожидания с огромными потолками и двумя рядами окон, чтобы пропускать больше света и придания воздушности конструкции. На расширенных платформах появились фонари. Внутри вокзала были предусмотрены отдельные помещения для касс, залы ожидания для пассажиров 1-го – 2-го классов и менее просторные для пассажиров 3-го класса. 

По дореволюционным нормам, пассажиры 1-2 классов имели право ожидать прибытие поезда с большим комфортом: в зале на каждого отводилось 4,5 кв. м., в залах для пассажиров 3-го класса - в три раза меньше. 

В 1914-1916 годах в залах ожидания Курского вокзала в Туле работал военный госпиталь: здесь принимали солдат и офицеров, получивших ранения на фронтах Первой мировой войны. 

В первозданном виде Московский вокзал прожил до 1954 года, когда советские архитекторы разработали проект реконструкции. В кассовом зале появилось монументальное панно в духе соцреализма, залы ожидания скомпоновали с учетом возросшего пассажиропотока. Тогда же в здании вокзала появился ресторан и отделение милиции. 

Не так давно вокзал пережил еще одну реконструкцию. 


Ирина Парамонова, специально для сайта «Бренды Тулы».