Колокольня Всехсвятского кафедрального собора – самое высокое здание в Туле и в Тульской области, оно выше даже звонницы Ивана Великого в Москве.
Золоченный шпиль колокольни Всехсвятского кафедрального собора с 1863 года возвышается над Тулой. Это первое, что видят туляки и путешественники, с какой бы стороны они ни подъезжали к городу оружейников. С ней не могут соперничать даже небоскребы у Платоновского леса и в Кузнецкой слободе: высота колокольни до креста 82 метра. Для сравнения: высота звонницы Ивана Великого в Московском кремле — 81 метр. Выше Всехсвятской колокольни в Туле только мачты басовской телевышки.
Цельный архитектурный ансамбль кафедрального собора и колокольни, так привычный для горожан, родился гораздо позже, чем на чумном кладбище на самой окраине Тулы появилась белоснежная пятиглавая церковь. Ее строительство было завершено в 1776 году, и лишь через 60 лет началось возведение колокольни.
Архитектор В. Ф. Федосеев сумел настолько мастерски увязать проект колокольни с давно действующим храмом, что только специалист увидит здесь временные отличия.
Известный исследователь тульской архитектуры Владимир Николаевич Уклейн писал, «между началом строительства самой церкви и ее колокольни протекло более полувека. За это время барокко сменилось сперва ранним, затем зрелым, наконец, поздним классицизмом. В связи с этим перед В. Ф. Федосеевым, приступившим в 1833 году к проектированию колокольни, стояла нелегкая задача избежать разностилья церковного ансамбля, достичь его архитектурного созвучия не механическим повторением форм стоявшей рядом церкви, а путем их творческого переосмысления.
Федосееву это удалось: барочная сложность церкви отозвалась в тоже непростом построении первого этажа звонницы. В ее композиции нашли отклик и ничего не несущие колонны нижнего яруса, и характерные портики со спаренными колоннами по углам. Общность композиционных приемов и созвучие формам церкви убывающих объемов колокольни особенно заметны с близких точек зрения, когда выступающие карнизы храма скрывают от глаз ее пятиглавие».
Василий Федорович Федосеев, ученик знаменитого Карло Росси, приехал в Тулу в начале 1830-х годов для участия в
перестройке оружейного завода. К этому времени у 36-летнего зодчего имелся богатейший опыт проектирования и строительства зданий в Северной столице. Федосеев работал в мастерской Росси и принимал участие в создании таких памятников архитектуры, как Александровский театр, ансамбль Генерального штаба и Елагин дворец. «Школа» Росси чувствуется во всех зданиях, которые в Туле строились по проектам Федосеева. Это не только колокольня Всехсвятского собора, но и Петропавловская ротонда, Преображенская церковь у Тульского кремля, дом Добрыниных на ул. Ленина и Бабаевых на ул. Пирогова.
Строительство колокольни Всехсвятского собора началось в 1833 году и продолжалось более четверти века. Как и все культовые сооружения России, архитектурная доминанта Тулы возводилась на средства прихожан и именитых граждан. В длинном списке жертвователей лидировали по значительности вкладов в благое дело тульский купец Семен Трофимович Красноглазов, пожертвовавший 6 с половиной тысяч рублей, и глава города Николай Никитич Добрынин. Он вложил в строительство 3 630 рублей, кроме того, профинансировал сооружение новой мостовой до кладбищенских ворот и заказал у столичного купца Василия Ивановича Макарухина (храмостроитель Щегловского монастыря) крест на колокольню, который «золотили через огонь».
Изюминка колокольни - четыре фигуры трубящих ангелов, возвещающих Второе пришествие Христа и Страшный Суд. Они отлиты из чугуна и установлены на колокольне 18 августа 1867 года. Это был подарок храму от церковного старосты собора тульского купца Николая Григорьевича Пирожникова.
Главный атрибут колокольни – звучные колокола – взялся бесплатно отлить тульский купец Никита Иванович Черников, владелец единственной тогда в городе колокольной фабрики, обязуясь использовать «лучшую штыковую медь и прутовое олово».
В 1859 году все строительные работы были завершены, колокола устремилась в поднебесье, но освящение состоялось лишь четыре года спустя.
Кто, как и зачем в ночь с 13 на 14 июня 1859 года поднялся на 82-метровую высоту и украл два малых колокола, установить ни церковным, ни светским властям тогда так и не удалось. Пропажу рано утром обнаружил церковный староста Андрей Иванович Хорошиков. Он увидел у входа в колокольню взломанный навесной замок и помчался вверх по крутым ступеням лестницы. На ярусе храмовой звонницы на месте, где еще накануне висели недавно отлитые медные колокола, болтались лишь перерезанные канатные лохмотья. Староста тут же связался с полицией и еще до прибытия полицмейстера сам устроил допрос с пристрастием церковным сторожам.
Несколько лет тульский мещанин Аким Логинов и «бессрочно отпущенный» рядовой Василий Власов караулили церковь по ночам. «Им приказано всякую ночь пешим рядом обходить церковь и смотреть за целостностью оной», - так церковный староста описал полиции должностные обязанности сторожей. Они тут же честно признались, что «за колокольней не смотрели, ибо не могли и предположить, чтобы кто-нибудь мог устроить кражу колоколов». Но заверили, что в злополучную ночь никого постороннего на территории кладбища не видели.
Изначально подозрение в краже пало на самих охранников, но колокола - не иголка: в одном было весу 3 пуда 20 фунтов, в другом – 2 пуда 21 фунт, спрятать их непросто. И так как по месту жительства сторожей пропажу обнаружить не удалось, и никто из опрошенных в ходе «повального обыска» жителей окрестных домов не сообщил ничего предосудительного о поведении караульных, обвинение в краже с них сняли. Но предъявили другое – в недобросовестном отношении к своим обязанностям.
Уже в июле 1859 года дело рассмотрели в Тульском уездном суде и направили все материалы для окончательного приговора в Тульскую палату уголовного суда. Мещанина наказали за халатность 20-ю ударами розгами на базарной площади. Рядового для аналогичной экзекуции передали коменданту Тульского внутреннего гарнизонного батальона. Помимо телесных наказаний с провинившихся сторожей взыскали стоимость украденных колоколов из расчета 17 рублей серебром за пуд меди. Именно такие сведения предоставил суду тульский купец Никита Иванович Черников. Он же взялся исполнить «в меди» новые колокола.
Освящение колокольни состоялось в 1863 году, и на протяжении двадцати шести лет звон колоколов Всехсвятской церкви мало чем отличался от благовеста, доносившегося из других тульских храмов.
Все изменилось 21 сентября 1889 года, когда в ансамбле малых колоколов появился звучный гигант весом в 1000 пудов – это почти 16 тонн!
Тульский царь-колокол отливался в столице на средства церковного старосты купца Петра Прокофьевича Миронова. Еще через два года Всехсвятская звонница пополнилась еще тремя колоколами, которые подарил храму другой тульский купец Дмитрий Яковлевич Ваныкин. Дмитрий Яковлевич тогда же оплатил работы по сооружению ажурной витой чугунной лестницы, ставшей прекрасным дополнением интерьеров, а также заказал железные решетки на все окна, чтобы исключить проникновение в колокольню всяких «лиходеев».
Басистые раскаты гигантского колокола разносились по Туле до рубежа 1920-1930-х годов, когда активисты союза тульских безбожников спилили крепления, и колокол всей своей огромнейшей массой полетел вниз, снося все на своем пути. Пострадали стены нижних ярусов колокольни, сам колокол при падении разбился. Но сама звонница устояла, в дни осады Тулы немцами здесь стоял пост наблюдения ПВО.
В изувеченном виде колокольня простояла до 1972 года, хотя еще в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР Всехсвятский собор и колокольня были признаны памятниками истории и культуры и взяты под охрану государства. Реставрация колокольни завершилась в 1978 году. В 1988 году к празднованию 1000-летия Крещения Руси на колокольню водрузили новый позолоченный крест, позолотой покрыли и шпиль с цоколем.
Со 2 декабря 2003 года в ночное время включается подсветка колокольни Всехсвятского собора.
Ирина Парамонова специально для сайта «Бренды Тулы».