Клоково — военный аэродром на северной окраине города Тулы. С 1959 года до 1990-х годов являлся аэродромом совместного базирования, на территории которого размещался аэропорт.
Аэродром «Клоково» 3-го класса, способен принимать самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-40 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов.
В гражданской части аэродрома (бывший аэропорт) организована посадочная площадка «Тула» (аэронавигационный паспорт №3 от 4 апреля 2011 года), принимающая вертолёты всех типов, а также лёгкие и сверхлёгкие самолеты.
Весной 2011 года в «Клоково» с аэродрома «Мясново» (западная окраина Тулы) была передислоцирована 110-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (войсковая часть 25520, самолёты Ан-2), располагающаяся здесь и в настоящее время.
Часть аэродрома — военный сектор — иногда используется для тренировки воинов-десантников из 51-го парашютно-десантного полка 106 ВДД.
История.
Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны. Возможно, лётное поле в Клоково уже существовало и в довоенное время (точных данных пока нет).
В годы войны здесь на Як-1 проходила обучение знаменитая эскадрилья «Нормандия», которая позже получила имя «Нормандия-Неман». Также до сих пор называется и здание штаба бывшего авиационного полка.
В июне 1946 года в Клоково обосновалась 12-я Мгинская Краснознаменная транспортная авиационная дивизия (переведена из города Киржач). На аэродроме базировался 374-й военно-транспортный авиаполк (сформирован в мае 1946 года) 12-ой Мгинской авиадивизии. На вооружении полка в это время были самолёты Ли-2, Ил-12 и десантные планеры Ц-25; впоследствии в полк поступили Ил-14.
В августе 1955 года при управлении дивизии была сформирована 110-я отдельная военно-транспортная эскадрилья с местом базирования в Клоково. В феврале 1959 года 110-я эскадрилья выведена из состава дивизии, передана в ВДВ и вскоре передислоцирована на аэродром «Мясново» .
В 1958 году полк приступил к переучиванию на Ан-8. С 1 июля того же года 374-й военно-транспортный авиаполк полностью переведен на новый штат, предусматривающий поступление на вооружение самолетов Ан-8.
14 октября 1959 г. в 374-м ВТАП произошла катастрофа Ан-8: разбился экипаж командира эскадрильи Парфёнова. Причина - самопроизвольное стопорение руля высоты при заходе на посадку в момент выпуска щитков. Экипаж погиб, спастись удалось только хвостовому стрелку.
В 1960 году личный состав 374-го ВТАП получил задачу переучиться на Ан-12Б в полном составе, что было окончательно завершено к 1964 году. Для эксплуатации Ан-12 в Клоково вскоре были построены рулёжные дорожки и ВПП (1800x50 м, асфальтобитумная на щебеночном основании, МКпос. 84°–264°) с искусственным покрытием. Также на аэродроме имеются 4 грунтовых ВПП: одна запасная 1800x60 метров, проходящая параллельно основной ВПП, и три — для лёгких самолётов: в 10 м южнее запасной ВПП и параллельно ей — грунтовая ВПП №1 размером 1000х70 м; в 180 м южнее и параллельно основной ВПП — ГВПП №2 размером 1000х70 м; в юго-западной части аэродрома расположена ГВПП №3 размером 600х70 м с МКпос. 42°–222°.
С
12 апреля 1961 года в круг многочисленных задач 374-го ВТАП вошла еще одна - поиск и спасение экипажей космических кораблей, эвакуация экипажей с мест приземления на космодром Байконур. Из полка вышло сразу два космонавта: В. Д. Зудов (совершил орбитальный полет на КК «Союз-23» в октябре 1976 года) и В. В. Коваленок (летал в космос трижды, дважды Герой Советского Союза). С формированием двух поисково-спасательных авиаполков в Ташкенте и Троицке «космические» задачи с 374-го ВТАП были сняты.
26 августа 1968 года близ города Зволен (Чехословакия) потерпел катастрофу Ан-12 из состава 374 ВТАП (к/к капитан Н. Набок). Самолёт с грузом (9 тонн сливочного масла) при заходе на посадку был обстрелян с земли из автомата на высоте 300 метров и в результате повреждения 4-го двигателя упал, не дотянув до ВПП несколько километров. Погибло 5 человек (сгорели заживо в возникшем пожаре), стрелок-радист выжил.
23 октября 1972 года вблизи Клоково (между 3 и 4 разворотом) произошла катастрофа (столкновение в облаках на высоте 400 метров, по причине аварийного отключения питания наземного локатора, ошибочных команд в эфир РП и невыдерживания маршрута захода на посадку экипажем Ан-12БК) Ан-12БП из 374 ВТАП (к/к майор В. Семёнов), выполнявшего тренировочный полёт в аэродромной зоне, и Ан-12БК из 8 ВТАП (к/к полковник В. Шалунов, командир 8 ВТАП), перевозившего личный состав 8 ВТАП из Сещи в Клоково для тренировочных полётов в СМУ. Погибло 27 человек: 7 в Ан-12БП и 20 в Ан-12БК.
374-й авиаполк в июне 1975 года был выведен из состава дивизии, перебазирован в Иваново и там переучен на Ил-76.
На место военно-транспортных самолётов в Клоково вскоре были передислоцированы учебные самолёты L-29 Тамбовского ВВАУЛ.
До 1980-х годов в Клоково также базировались Ан-12Б и Ан-10А, принадлежащих ВДВ (ВКП командующего ВДВ). Один из них, Ан-10А, после вывода его из эксплуатации и замены на Ан-12Б, так и не был должным образом утилизирован и находился за территорией авиастоянки, недалеко от западного торца ВПП, многие годы.
На аэродроме 6 апреля 1990 года был размещён 490-й отдельный вертолётный полк БиУ (войсковая часть 22590), сформированный 1 июня 1989 года в Чехословакии из пяти отдельных вертолётных эскадрилий ЦГВ. Самолёты L-29 незадолго до этого были переведены из Клоково в Тамбов. На вооружении вертолётного полка находились вертолеты Ми-24, Ми-8, Ми-9, Ми-6, Ми-26, самолет Ан-24.
В 2009 году, сразу после празднования 20-летия полка, началась подготовка к расформированию (последняя лётная смена была 25 августа 2009 года). В ноябре 2009 года в Калугу был перегнан последний вертолёт полка.
Аэропорт:
Аэропорт начал функционировать в 1959 году, когда в Туле на аэродроме Клоково в северной части города (вблизи деревни Клоково) была создана авиационная эскадрилья, использовавшая самолеты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула - Белёв, Тула - Суворов, Тула - Куркино и Тула - Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того, производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации.
Имелись планы по созданию вертолётной площадки с использованием вертолётов Ка-18 и Ми-4 (реализовано не было).
В 1964 году на летний сезон был открыт рейс Москва - Тула - Донецк - Адлер (3 раза в неделю на самолёте Ан-24). Летом 1965 года рейс стал ежедневным.
15 марта 1968 году после длительного строительства сдано в эксплуатацию здание аэровокзала (первоначально открытие планировалось 4 ноября 1967 года). Строительство вело СУ-6, под руководством тов. Хапова.
16 июня 1968 года открыт рейс Москва - Тула - Донецк - Гудаута.
С 1970-х годов Тульским объединённым авиаотрядом эксплуатировались:
самолёты Ан-2 (Ан-2М с бортовыми номерами: 05917, 05918, Ан-2П: 02700, 35685, 70512, 01753, Ан-2(сх): 09648, 05806, 05808, 84700, 84708, 82827, 40715, 32238, 35589, 62553, 02679, 82828, 32675, 40922, 19748);
самолёты Ан-24 (Ан-24Б: 46303, 46329, 46347, 46587, Ан-24РВ: 46502, 46600, 47252);
самолёты Ан-26 (26121, 26125).
В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами с Московским вокзалом и югом города.
C 1 июня 1976 года на летний период открыты рейсы: Тула-Волгоград-Минеральные Воды; Тула-Донецк-Краснодар.
В июле 1977 года открыт рейс Тула - Жданов - Адлер (до июля 1977 года рейс выполнялся через Белгород-Ростов на Дону).
В 1990-91 году Тульский ОАО, как и все авиапредприятия Аэрофлота в то время, достиг пика авиаперевозок. Но уже в 1992 году расписание было сокращено практически вдвое, и началось постепенная деградация авиаотряда.
С распадом СССР для аэропорта настали трудные времена. Регулярные гражданские авиарейсы прекратились в 1993 году. Окончательно отряд обездвижился к концу 1990-х. Из 9 самолётов 5 были распроданы в Африку, в Азию, на Украину (3 Ан-24 — 46502, 46587, 47252 и 2 Ан-26 — 26121, 26125), а оставшиеся 4 Ан-24 (46600, 46303, 46347, 46329) эксплуатировались до 1995 года, впоследствии были разобраны на запчасти, списаны и окончательно утилизированы в 2001 году.
46600 в 1994 году потерпел аварию при посадке в аэропорту Клоково: из-за грубой посадки произошло разрушение правого внешнего пневматика, самолет произвел выкат с ВПП вправо на грунт, в результате чего подломилась носовая опора шасси и разрушился правый винт; самолет не восстанавливался и был списан.
Ныне в здании аэровокзала размещается строительный супермаркет «Пенаты». На перроне рулежной дорожки и в здании диспетчерского пункта управления воздушным движением на местных воздушных линиях (МВЛ) расположен Тульский авиационный центр малой авиации - авиационная посадочная площадка "Тула".
Источник: http://ru.wikipedia.org