Отец Христофор, в миру Евгений Леонидович Никольский, родился в благочестивой многодетной семье протоиерея Леонида Васильевича (расстрелянного в 1937 году) и матушки его Клавдии Симеоновны 3 февраля 1905 года, в селе Семеновке Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне село Плеханово Грязинского района Липецкой области). Дед его по матери тоже был священником.
С детства Евгений полюбил храм, охотно помогал отцу во время богослужения. Но продолжить семейную традицию в юности по понятным причинам не смог. Смышленый паренек пошел по технической стезе, закончив Воронежский индустриальный техникум. До 1947 года будущий пастырь трудился в миру на различных ответственных должностях. И в то же время был усердным прихожанином храма, пел на клиросе и помогал в алтаре в калужской Николо-Козинской церкви.
С 1 января 1947 года он уволился по собственному желанию, как напишет впоследствии в автобиографии, «пожелав посвятить вторую половину своей жизни святой Церкви, к которой от детских лет имел любовь и призвание». Вот как писал о нем калужский владыка Онисифор (Пономарев) тульскому архиепископу Антонию (Марценко) в январе 1947 года. «…Усердный посетитель служб церковных и певчий церковного хора… Евгений Леонидович Никольский, «измлада Священное Писание умеющий», благоговейно настроенный, после больших стараний освободился, наконец, от гражданской службы и имеет «огнепальное» желание послужить Церкви Божией в священном сане. Так как в Калужской епархии свободных священнических мест нет и в скором времени не предвидится, то я решаюсь рекомендовать его вниманию Вашего Высокопреосвященства с покорнейшей просьбой: предоставить ему священническое место в Тульской епархии»…
В сан диакона отец Евгений был рукоположен 16 февраля (3-го по старому стилю, в свой день рождения) 1947 года в тульском кафедральном Всехсвятском соборе архиепископом Антонием (Марценко). Первым местом его службы стала церковь Успения Божией Матери в с.Себино Епифанского района, на родине блаженной Матронушки. 6 июля того же года Евгений Никольский рукоположен в сан пресвитера в храме Успения Пресвятой Богородицы г.Богородицка. И началось служение отца Евгения в сельских храмах Тульской епархии – в с. Ченцово, в пос. Чернь, в Куркино, в Епифани…
Очевидцы вспоминают, что батюшка как-то заметил, что вся приходская служба его – это были не только молитвы в храме, но и строительство, ремонты церквей. Только кончу ремонт в одном храме, говорил, Владыка переводит меня в другой. Так всю Тульскую епархию прошел. По этой причине он и начатую было учебу в Ленинградской духовной академии завершить не смог. Всегда приветливый, кроткий, благожелательный – таким мы видим его и на старых фотографиях – батюшка сразу полюбился прихожанам, которые, когда его переводили в другой храм, забрасывали епархиальное начальство просьбами «вернуть нашего отца духовного, без которого опустел, осиротел наш святой храм».
С 1958 года началось служение батюшки в храмах Тулы, где он был настоятелем Всехсвятского кафедрального собора, настоятелем храма Двенадцати свв. Апостолов, храма св. вмч. Димитрия Солунского, почетным настоятелем которого оставался до самой кончины своей. 19 октября 1958 года протоиерей Евгений был пострижен в монашество с именем Евлогий и возведен в сан архимандрита. В рапорте Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I архиепископ Антоний (Кротевич), излагая просьбу отца Евгения о пострижении в монашество, пишет: «Протоиерей Евгений Никольский – человек редких добрых качеств. Я впервые встречаю такого ревностного и глубоко верующего пастыря. В течение четырех с половиной лет своего пребывания в Туле я поручал ему самые разнообразные и ответственные послушания в связи с ремонтами церквей и неурядицами в приходах, и он разумно, честно и добросовестно выполнял их. Вполне уверен, что его просьба исходит от чистого сердца, от всей души. Среди верующих он пользуется большой любовью и уважением. Протоиерей Евгений Никольский – идеал пастыря».
С 1969 года по благословению епископа Варфоломея отец Евлогий нес послушание духовника епархии. В 1992 году митрополитом Тульским и Белевским Серапионом (Фадеевым) архимандрит Евлогий был пострижен в великую схиму с именем Христофор. В восьмидесятые – девяностые годы прошлого века в Туле известны были два духовных лица – протоиерей Ростислав Лозинский и схиархимандрит Христофор. Но если к отцу Ростиславу стремилась ищущая дорогу к храму интеллигенция, то в скромный домик отца Христофора шли в основном люди уже церковные. Как духовник епархии он окормлял и будущих владык, и юных семинаристов, и молодых священников. Да и любой человек, пришедший в храм Божий с духовной жаждой, бывал батюшкой замечен и окружен его пастырским попечением. Особенно почитал батюшка преподобного Амвросия Оптинского, наставления которого часто цитировал. Спрашивает, например, его молодой, недавно рукоположенный священник о том, как вести себя по отношению к одной верующей, тяжко согрешившей и кающейся – допускать ли до причастия или епитимью наложить. А батюшка и говорит: «Ей нужно, прежде всего, творить милостыню – это особенно. И, как учил батюшка Серафим Саровский, 150 раз в день молитву «Богородице, Дево…» Милостыня и молитва – самое главное. Хотя бы по кафизмочке в день читать, Евангелие читать неотменно, ежедневно. Как батюшка Амвросий говорит: «Читай понемножку, прожевывай». Никого не осуждать, батюшка говорит: неосуждение есть без суда спасение».
Надо переносить разные оскорбления с терпением, учил отец Христофор. «Батюшка Амвросий так сказал: «Когда тебя хвалят, то тебя крадят, а когда тебя корят – тебя дарят». Как это понимать? – Когда тебя хвалят, у тебя честолюбие появляется, тщеславие – тонкая гордость. А когда тебя корят, тебе показывают твои слабые места. Ты должен обратить на них внимание и укрепить. – Нет у тебя терпения? – Терпи. Нет смирения и кротости? Не выдерживаешь обиды? – Смиряйся! К одному святому старцу пришли, и давай его поносить: ты блудник, такой-сякой… Он и говорит: да, вы правду сказали, я таков и есть. Но если бы вы еще в мое сердце посмотрели, вы бы сейчас мне в лицо наплевали! – Те и ушли… Вот так терпеть скорби надо – незлобиво. «Аже незлобив ходи, и Господь прият мя». Только незлобивых Господь принимает. Добрые дела пусть творит, милостыню и молитву. Грех помнить, но духом не унывать. Уныние, забвение, неразумие, нерадение, – батюшка Амвросий говорил, что это четыре исполина, которые нами владеют. Забвение: то есть забываешь о том, что нужно начало благое положить. Нерадение – беспечность, леность… Нужно против этого вести борьбу»… Спрашивают: «Батюшка, а с унынием как бороться?» «Молитва! Труд и молитва. «Скука – уныния внука, а лености дочь, чтоб отогнать их прочь, в деле потрудись, Богу помолись. Скука уйдет, и уныние пройдет». Надо потрудиться и помолиться. К сему кротость и смирение прибавишь, и от адских мук себя избавишь, – так батюшка Амвросий говаривал»…
По поводу того, как преодолевать тщеславные помыслы, которые часто являются, когда что-то хорошее сделаешь, отец Христофор советовал: «А ты скажи: «Господи, по Твоей милости, не сам я это сделал, Ты меня вразумил! Благодарю Тебя, Господи»! Сознай, что это не ты сам, а Господь тебе помог… Архимандрит Моисей учил: никогда не говори – «Я буду молиться»! – «Обязан молиться»! А то тщеславие появится: «Я»! «Молиться»!..
Усердием отца Христофора воссоздавалась история Тульской епархии в людях и храмах. Именно священник Евгений Никольский в первые же годы своего служения начал собирать сведения о бывшей Спасо-Казанской женской обители, основанной в начале прошлого века в селе Дворяниново (ныне это Заокский район Тульской области). Сегодня на месте разрушенного храма возведен памятный крест, стараниями почитателей батюшки пишется история обители, составлен многоименный синодик ее.
Отца Христофора очень интересовала история Венева-монастыря. Его духовные чада искали в архивах и библиотеках материалы о монастыре, делали выписки и приносили их батюшке. Ему хотелось доказать исключительную древность этого святого места и добиться восстановления обители. Так и случилось впоследствии. Сегодня Венев-монастырь – особое место паломничества верующих. Трудами отца Христофора был прославлен, причислен к лику святых блаженный Иоанн Тульский (Иоанн Котельников); отец Христофор принимал непосредственное участие в обретении его мощей.
По благословению отца Христофора восстановлен храм в селе Колюпаново Алексинского района, в месте подвигов блаженной старицы Евфросинии воздвигнут Свято-Казанский женский монастырь, его настоятельница матушка Евфросиния – его духовное чадо.
По молитвам отца Христофора Господь совершал чудесные исцеления, разрешались неразрешимые житейские ситуации, жаждущие получали духовные советы и утешения – тому есть множество свидетельств. Но лишь Господу известны другие дела батюшки – возжженная им в душах людей ревность ко святыне, способная перевернуть всю жизнь человека. "Отец Христофор был носителем живых православных традиций, и в этом он был для нас связующим звеном в истории поколений, – вспоминает митрополит Волгоградский и Камышенский Герман (в 70 – 80-е годы прошлого века возглавлял Тульскую епархию). – …К нему, как ни к кому другому, относилось присловье: «Где монах, там и монастырь». Вокруг него всегда собирались монашки. Монахов было у нас мало, а монашки собирались; он их, этих старушек, и постригал. Традициями он жил; как полагалось старинному человеку – не спеша, спокойно, размеренно. Духовная традиционность у него была приблизительно оптинская, монастырская. Кому мог, он это передавал, никому не навязывая, но те, кто к нему прислушивались, получали духовную пользу".
– Мне посчастливилось видеть этого служителя Бога и дивного носителя благодати Божией, – вспоминает митрополит Тульский и Белевский Алексий. – И самое главное, что отличало его – это то, что он не застил собой Христа. Он знал, что нет иного имени под небом, которым нам подобает спастись, кроме имени Христова, нет иной реальности, в которую можно было бы войти и обрести спасение, кроме Христова Богочеловечества. И хотя к нему приходили многие люди за советом и благословением, и слава о нем шла по многим местам, но не было в нем этого корня самости. Он искал исполниться Духом Святым. Сам, силою Духа Святаго ведая о себе, о своем естестве, что оно немощно, он умел понимать человека во всех его слабостях и проявлениях. И знал, что обновление человека, реальные плоды обновления и просветления Христом не приходят быстро. На действие закваски Божией в нас нужно время. Он умел терпеть и потому принимал всех – в надежде на Бога. Не своими силами, не своим умом, а вот этой верой в любовь Христову. Он был очень прост, не было в нем никакого высокого богословства; в нем была живая вера во Христа. Живое внутреннее переживание действия благодати Божией. И он это передавал. Когда бы и кто бы, в каком бы состоянии ни пришел к нему человек, если Дух Божий открывал батюшке, что у просителя есть реальная духовная нужда, он превосходил все свои немощи (а ведь он был обложен немощами, особенно в преклонном возрасте).
Отца Христофора не стало 9 декабря 1996 года. Умер он после 12 часов дня. Мы потеряли такого молитвенника, что просто не хотелось верить, что его нет на земле; но он жив в наших сердцах. Его имя поминают с любовью многие чада его и православные, получившие духовную помощь от старца. На погребение ехали отовсюду – из Москвы, Оптиной, других мест… Тело батюшкино лежало в простом гробу, и было ощущение, что батюшка просто спит. Похоронили отца Христофора на кладбище Венева-монастыря, около алтаря храма, рядом с иереем Афанасием, которого он очень любил.
…Каждый год 9 декабря с раннего утра и до позднего вечера идет и едет в Венев-монастырь народ. Приходят к отцу Христофору и духовные чада его, и те, кто никогда его не видел, но получил благодатную помощь по молитвам к батюшке. Увеличивается духовная семья батюшки, укрепляется наша земная Церковь. Ярко горят свечи на могиле отца Христофора – как знак неугасимой любви и пламенеющего духа, как символ того небесного света, который, веруем, озаряет батюшку, освещая и наш земной путь…
Источник: Сайт Тульской епархии