Тульская гармонь (гармоника, гармошка) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура гармони предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре гармони играется мелодия. 
 
В двухсотлетней истории развития музыкального инструментария гармоника в Тульском крае за короткий срок прошла огромный путь – от игрушки, издававшей один аккорд, до профессионального музыкального инструмента, сохранив в себе лучшие традиции уникального народного промысла. История Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами – братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской. Вслед за ними, примерно с 1820 года, стационарное производство простых ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики. 
 
Следующий этап развития гармонного промысла в Туле связан с именем оружейника Ивана Сизова. В июле 1830 году он приобрел на Нижегородской ярмарке (за 40 рублей ассигнациями) немецкую однорядную гармонь. Вернувшись домой, Сизов изготовил копию, которая не уступала в качестве звучания зарубежному оригиналу. Затем в домашней мастерской продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов. 
 
Первые русские гармоники отличались оригинальностью конструкций и хорошим качеством, но диатонический строй ограничивал их музыкально-художественные возможности. Создание хроматической гармоники было первым шагом на пути усовершенствования этого инструмента. Родиной хроматической гармоники является Тула. Именно здесь в конце первой половины 19 века возникло кустарное массовое производство её первоначальной модели, созданной русским самородком, талантливым музыкантом-самоучкой Николаем Белобородовым. По его чертежам гармонных дел мастер Леонтий Чулков в 1870 году изготовил гармонику с полным хроматическим звукорядом. Заслуги Белобородова состоят не только в создании хроматической гармоники новой конструкции, но и в организации первого в мире оркестра гармоник, который стал образцом для множества больших и малых оркестров из гармоник и у нас, и за рубежом. Впоследствии гармонь с хроматическим строем петербургский гармонист Орланский-Титаренко назвал «баяном». 
 
Количество кустарей-гармонщиков увеличивалось из года в год, и гармонный промысел стал в Туле вторым по значимости. Высшей точки производство гармоник в Туле достигло в 1912–1913 годах. 
 
Сегодня предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники.