Ефремов — город (с 1777) в России, административный центр Ефремовского района, Тульской области, Уездный город Ефремовского уезда Тульской губернии (1727 — 1925 года), с 1951 года — город областного подчинения, один из крупнейших городов Тульской области, с 2006 года имеет статус городского поселения.
Появление оседлого населения на территории Ефремова относится к концу XVI века, немногочисленные «охочие люди» занимались бортничеством. Тот или иной участок лесных угодий получил наименование по личному имени или прозвищу владельца. Одним из таких участков был Ефремовский (Офремовский) лес.
В годы военно-аграрной колонизации территорий Черноземья в XVII веке владельцем Ефремовского леса становится дворянин Иван Тургенев, который в 1630-х основал деревню Ефремовскую.
В 1637 году в ходе реконструкции Тульской засечной черты в Ефремовской был построен дубовый острог. Крепость заселялась в основном детьми боярскими и казаками, которые несли службу по охране рубежа и получали за это поместья в окрестностях города. Приток крестьян в Ефремов поначалу носил добровольный характер (жители городков имели ряд налоговых льгот). Ефремовская крепость существовала до 1680-х годов, после чего обветшавшие бревенчатые стены были снесены.
При Петре I все населявшие город «служилые люди», не являвшиеся дворянами, были переведены в разряд государственных крестьян-однодворцев. Принадлежащие им земли постепенно передавались в собственность помещиков, которые заселяли их крепостными.
Статус города Ефремов получил в 1777 году, спустя год был утвержден герб города (используемый и поныне), в 1779 началась перестройка города по регулярному плану с ликвидацией сохранявшегося с XVII века слободского деления. Поскольку к этому времени Ефремов был центром аграрного района, на гербе города были изображены «три плужных сошника серебряные, показующие упражнение народа сей страны в земледелии».
Основой экономики Ефремова, как и других городов Черноземья, была торговля зерном. На его производстве было занято практически все крепостное население Ефремовского уезда. Ещё с 1765 года ради снижения потребления зерна крестьянами в уезде начинает внедряться картофель.
На начало XIX века в городе жило 1816 человек, в основном мещан. Появление мануфактур и небольших заводов в Ефремове относится к 1830-м годам, что привело к росту численности его населения до 3 тыс. человек (1835). В городе существовало 18 малых предприятий, производивших пиво, кирпич, мыло, свечи, воск, сало и кожи. На них работало 83 человека.
После отмены крепостного права в 1861 году многие крестьяне из нищего и аграрно перенаселенного Ефремовского уезда начали уходить на заработки на тульские заводы, в Москву, переселялись в районы нового аграрного освоения (Слобожанщина). После строительства в 1868-69 годах железной дороги Москва-Тула-Орёл-Курск-Киев Ефремов начал быстро приходить в упадок, поскольку зерновая торговля переориентировалась на железнодорожные перевозки.
В 1874 году через Ефремов прошла железная дорога Тула-Елец (изначально планировалось, что дорога дойдет до Воронежа, однако этого так и не произошло). Это оживило зерновую торговлю и способствовало развитию в городе перерабатывающих производств — мукомольного и винокуренного. Иные виды промышленной деятельности в городе не развивались, а Ефремовский уезд оставался нищей аграрной глубинкой. Зерновая торговля в Ефремове сильно пострадала после появления в 1890 году у лежащих к востоку Лебедяни, Раненбурга и Данкова собственного железнодорожного сообщения.
В 1888 году был объявлен банкротом местный общественный банк, 1891-92 и 1898 годах в Ефремове и уезде был массовый голод.
Город упоминается в рассказах И. А. Бунина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского.
Перепись населения 1897 года насчитала в Ефремове 9038 человек (в 1861 году было 10,5 тыс.), более трети из которых были крестьянами. Из 1221 жилого дома в городе три четверти были деревянными. На небольших предприятиях в городе и уезде работали 892 человека, в среднем по 15 человек на заводе.
В том же 1897 году было заложено здание духовного училища (ныне Средняя школа № 1 города Ефремова). В 1900-х годах было проведено благоустройство территории города: появилось уличное освещение, построен водопровод, в 1909 году открыт кинотеатр. Население Ефремова к 1914 году достигло 14,5 тыс. человек, преобладающим типом застройки стали двухэтажные дома с кирпичным первым этажом и деревянным вторым, крытые жестяными листами. В городе активно развивалась розничная торговля, главными торговыми улицами были Подьяческая, Дворянская и Московская.
После установления советской власти Ефремов стал опорным пунктом хлебозаготовок для снабжения продовольствием рабочих Тулы. Попытки проведения продразверстки в уезде саботировались местными властями, поскольку нищий уезд сам остро нуждался в зерне. Во время крестьянского восстания 1919 года местный гарнизон отказался подавлять его и был заменен отрядами из Тулы. Экономика города пришла в упадок, к 1926 году в Ефремове жило 10 тыс. человек, на треть меньше, чем в 1914.
Пищевая промышленность города хотя и частично ожила в годы НЭПа, не могла развиваться из-за дефицита сырья — из-за крайней нищеты и аграрного перенаселения сельское хозяйство стало полунатуральным, треть хозяйств не имели лошадей.
После коллективизации основной отраслью промышленности города стала переработка картофеля и зерна в этиловый спирт (промышленное производство создано в 1934).
В 1933 году в Ефремове был запущен завод синтетического каучука, первые десятилетия работавший на этиловом спирте. Для снабжения завода электроэнергией была построена Ефремовская ТЭЦ, проведена реконструкция железной дороги (т. н. сверхмагистраль «Москва-Донбасс»). В городе развивается централизованная сфера обслуживания, население Ефремова растет (26,7 тыс. в 1939 году).
В послевоенные годы индустриализация Ефремова замедлилась, проводилась реконструкция завода СК, в 1970 году завод технического спирта был преобразован в Биохимический завод, в 1982 году запущен Ефремовский химический завод, производящий серную кислоту.
В 1960—1970-х в связи с увеличением населения города, построены три микрорайона типовых пятиэтажных домов, проведена реконструкция центра города.
В 1985 году через Ефремов прошёл газопровод «Уренгой—Помары—Ужгород».
В 1990-е годы промышленность Ефремова пережила депрессию и до сих пор не смогла оправиться от кризиса. Население города быстро сокращается, но город начинает выходить из кризиса.
Знаменитые уроженцы Красивомечья:
• Хомяков, Алексей Афанасьевич (1765—1846) - генерал-майор, участник Наполеоновских войн, Кавалер ордена Святого Георгия Победоносца
• Бегичев, Дмитрий Никитич (1786—1855) — русский писатель, участник похода в Австрию и сражения под Аустерлицем (1805), в 1830—1836 — воронежский губернатор, с 1840 — сенатор.
• Лёвшин Алексей Ираклиевич, выдающийся русский деятель XIX века, градоначальник Одессы, заместитель министра сельского хозяйства.
• Успенский, Николай Васильевич (1837—1888) — русский писатель
• Любомудров Георгий Владимирович (1872—1959) — педагог, краевед. Первый руководитель городского общества краеведов (с.1926) в Ефремове. Член правления Тульского областного общества краеведов (с 1927). Руководил раскопками останков мамонта в районе д. Иноземка. Жил и работал в деревне Богово.
• Яблочков, Тихон Михайлович (1880—1926) — русский советский учёный-юрист, видный специалист по международному частному праву.
• Костицын, Владимир Александрович (псевдонимы Семёнов, Семён Петрович 1883—1963) — боевик РСДРП, математик, астрофизик, эколог-теоретик, политический деятель периода Временного правительства.
• Малашкин, Сергей Иванович (1888—1988) — русский советский прозаик
• Мясищев, Владимир Михайлович (1902—1978) — авиаконструктор, генерал-майор, доктор технических наук
• Иванов, Константин Константинович (1907—1984) — народный артист СССР, главный дирижёр Большого Государственного симфонического оркестра, лауреат Сталинской премии
• Фетисова, Людмила Михайловна (1925—1962) — советская актриса театра, исполнительница разноплановых ролей, заслуженная артистка РСФСР.
• Любовцев, Виктор Ильич (род. 19 мая 1933) — советский политобозреватель, медиаменеджер.
• Каминский, Юрий Михайлович (род. 1961) — тренер по лыжным гонкам, заслуженный тренер России.
Источник: Википедия