Особую роль в приобщении к прошлому играет облик малых городов, где каждый камень, каждая пядь земли и даже воздух пропитаны историей. Оказавшись там, человек мысленно становится участником событий давно минувших лет. Одно из таких мест в Тульской области — поселок Епифань — бывший уездный город. 

Археологические исследования показали, что верховья Дона были заселены военными людьми еще 4—2 тысячелетия до нашей эры. На территории самой Епифани самым древним памятником считается Федосьино городище — небольшое укрепление славян-вятичей, служившее им в XI—XIII веках для защиты от врагов и диких зверей. На его месте в конце XVI века возник Успенский монастырь. К сожалению, раскопки на древнем городище пока не проводились. 

Куликово поле — Первое поле русской ратной славы, где Дмитрий Донской со своими воинами в жестоком сражении одолел полчища золотоордынского темника Мамая, — это тоже епифанская земля, территория бывшего Епифанского уезда. 

К временам битвы относится немало легенд и преданий, в том числе и о происхождении названия местности. «Епифания» в переводе с греческого означает «богоявление», но большинство версий склоняется к тому, что название городу дано по имени какого-то Епифана. 

Первый документ, сохранившийся до наших дней, — «Книга Епифанского острога и посаду, и казачьих, и стрелецких слобод, письма и меры князя Ивана Васильевича Мосальского и Григория Ярцева с товарищи, лета 7080 году» (1571— 1572 г.г.) — начинается словами: «В Епифанове лугу острог на реке на Дону, у Епифанского болота, вниз по Дону на левой стороне, постановление князя Ивана Федоровича Мстиславского...». Эти слова указывают не только на имя основателя крепости, но и на более древнее происхождение названия местности. Во второй половине XVI века город и уезд уже существовали как сформировавшаяся военно-административная единица, выполняющая оборонно-сторожевые функции на южной окраине Московского государства.

В 1578 году Епифань впервые упоминается в Разрядных книгах. Службу в остроге несли пешие и конные стрельцы, которые жили в слободах, располагавшихся на месте современных Больничной и Конной улиц. Сооружены были первые деревянные храмы. 

В конце XVI века на Федосьином городище был основан мужской Успенский монастырь. Одновременно с острогом возникли восемь казачьих слобод. На их месте располагаются современные населенные пункты: Мельгуново, Алтабаево, Козлово, Голино, Рождествено, Алешино, Шевырево и Кораблино. Казаки небольшими отрядами, от трех до десяти человек, несли сторожевую службу у речных бродов к югу от города. При появлении «летучих татарских отрядов» они тут же посылали гонца в Епифань с предупреждением о приближающейся угрозе. Крепость под руководством сначала осадного головы, а позже воеводы, готовилась к обороне. Среди воевод Епифани следует выделить представителей верхнего слоя русского дворянства: князей Никиту и Петра Семеновичей Вяземских, Ивана Ивановича Козловского, Дмитрия Юрьевича Мещерского. 

К концу XVII века, с расширением границ государства и присоединением Украины, татарские набеги перестали достигать Епифани. Город постепенно теряет свои оборонительные функции и приобретает новое административно-хозяйственное значение. Удобное расположение города — на перекрестке дорог из Тулы, Данкова, Ефремова, Венева, Скопина — способствует развитию торговли. На постоянное жительство сюда переезжают купцы из других городов. 

В начале XVIII века Петр I выбирает Епифань центром для руководства грандиозным для того времени проектом — строительством Ивановского канала, призванного соединить две великие русские реки — Дон и Волгу. Работы начались в 1701 году. Число рабочих на «государевом союзном деле» достигало двадцати тысяч человек. Работали зимой и летом в неимоверно трудных условиях. К 1709 году длина зашлюзованной части составила 210 километров, по каналу было проведено несколько судов. Но после неудачного прусского похода работы прекратились. Строительству Ивановского канала посвятил свою повесть «Епифанские шлюзы» писатель Андрей Платонов. 

Сохранилось много легенд и преданий о происхождении соборного храма и чудотворной иконы святителя Николая, связанных с Куликовской битвой. В письменных источниках Николаевская соборная церковь впервые упоминается в 1685 году. Какой она была в то время, каменной или деревянной, пока не установлено. В 1736—1738 годах, в царствование императрицы Анны Иоанновны, Николаевская соборная церковь была построена из камня, с пятью куполами, с придельными алтарями. Храм был обнесен кирпичной оградой наподобие Тульского кремля—с зубцами, бойницами и боевым ходом. Высота стен составляла 4,25 метра. По четырем углам ограды размером 80 на 115 метров стояли башни, одна из которых, юго-западная, сохранилась до настоящего времени. Императрица удостоила новую церковь в Епифани своим вниманием и пожертвовала ризу и епитрахиль старинной парчи, а также даровала колокол в 114 пудов и 14 фунтов. 

В начале второй половины столетия над оградными воротами западной стены была построена отдельным зданием церковь во имя Иоанна Воина, с колокольней в верхнем ярусе, на которой установили городские «русские часы, действующие колоколами». 

Время Екатерины Великой  - это время реформ в государственно-административном управлении. В 1777 году было учреждено Тульское наместничество Московской губернии. Город Епифань становится центром одного из двенадцати образованных уездов 8 марта. Но к реконструкции города приступили не сразу, так как в описании к плану говорилось: «У которых обывателей нынешние строения не придут в линии, оставить до такого времени, когда сами собою обветшают, повалятся или другим каким способом уничтожатся... дабы обыватели не претерпели от сломки дворов, к житию годных». 

В проекте указывались места для заводов, кузниц и прочих предприятий. В юго-восточной части за ограничительным рвом закреплялось место кладбища, куда оно было перенесено из бывшей Пешей слободы в 1772 году. 

К концу XVIII столетия население города составляло 1298 человек. Большинство из них занимались торговлей. 88 из 136 жилых домов принадлежали купцам и мещанам. 

Новый XIX век можно назвать самой яркой страницей в истории. В 1810 году началось строительство новой соборной церкви. Первые пожертвования на сооружение храма сделал церковный староста купец Петр Михайлович Логвинов (1756-1816 гг.). Его поддержали другие жители города. 

В 1814 году завершилось строительство трапезной церкви во имя Божией Матери Троеручицы. В 1815 году приступили к постройке главной части композиции — величественного купольного летнего храма. Сооружался он в модном тогда стиле позднего классицизма — ампир. До сих пор храм поражает воображение грандиозностью размеров, изысканностью и обилием декоративного убранства. По этим параметрам его часто сравнивают с Исаакиевским и Казанским соборами Санкт-Петербурга. Строительство завершилось летом 1850 года, 20 июля храм был освящен. Новая соборная церковь была невиданной роскошью для небольшого уездного городка. Общая длина этого разновременного, с учетом угловой башни ограды и колокольни, архитектурного комплекса — 80 метров, ширина — 50. К сожалению, до сих пор остается неизвестным имя зодчего, создавшего этот уникальный памятник. 

К реконструкции Епифани по генеральному плану 1779 года приступили в 30—40-е годы XIX века. Перестраивались улицы и кварталы, строились новые дома. Разбирали стены соборной ограды и очищенный кирпич использовали на строительство жилых домов, торговых лавок и других сооружений по периметру главной площади, как того требовал план. В городе работали четыре кирпичных завода, принадлежавшие местным купцам: М.П. Семилеткину, Р.Л. Артемьеву, Е.П. Плотникову и Д.И. Молчанову. Эти предприятия производили около двухсот тысяч штук кирпича в год. Работали в Епифани и другие заводы: кожевенный В.Т. Оводова, пивоваренный П.М. Фролова, салотопные К.Е. Пономарева и А.П. Семилеткина, воскобойный И.Л. Расторгуева и другие. 

Были в Епифани гостиницы и трактиры, частные общественные бани, зернохранилища. Содержателями «городских весов и мер» были купец B.C. Мазурин и мещанин П.П. Толстухин. 

Во второй половине столетия, и особенно в последней его четверти, значительно возросло значение Епифани как торгово-промышленного центра, что способствовало улучшению экономического положения города. 14 декабря 1874 года через станцию Епифань (ныне – территория города Кимовска) прошел первый поезд, открывший движение по новой Сызрань-Вяэемской железной дороге. Благодаря этому существенно расширилась география торговых связей епифанских купцов и мещан, что привлекало большее число продавцов и покупателей, а значит, увеличивало доходы местных жителей и городской казны. 

Освобождение крестьян от крепостной зависимости привело к появлению в городах дешевой рабочей силы. Епифанские купцы стали вкладывать свои капиталы в производство. В 1876 году A.M. Брежнев построил в конце Кузнечной улицы мыловаренный завод, который производил 500 пудов мыла в год. И.И. Брежневу принадлежал завод по производству махорки, где десять рабочих изготовляли около 4000 пудов табака в год. 

В Епифани было немало мелких предприятий по выделке кожи, по переработке плодов и ягод, свечной и кирпичный заводики, несколько мастерских по пошиву обуви и одежды, хлебопекарни и колбасные цеха. К северо-западу от города, по берегу Дона велась разработка торфа. 

Самым крупным предприятием в Епифани был винокуренный завод, основанный в 1883 году купцом 2-й гильдии Дмитрием Ивановичем Брежневым. В 1887 году на нем работало около шестидесяти человек, а к 1904 году, когда его хозяином стал М.М. Звягин и компания, число рабочих достигло ста человек. Завод производил спирт, водку, настойки.

Но все-таки главным занятием жителей Епифани была торговля. В лавках купцов и мещан можно было приобрести самые разные товары, произведенные на лучших предприятиях России. Два раза в неделю, по вторникам и воскресеньям, на главной площади проводились базары. Три раза в год на ярмарочной площади (территория современного рынка) устраивались большие ярмарки: в феврале — Федоровская, в мае — Никольская, в августе — Ивановская. Главными предметами торга были лошади, которых пригоняли табунами из степных районов страны, ведь в уезде было пять конезаводов. В большом количестве на ярмарках продавалась сельскохозяйственная продукция: скот, птица, зерно, кар¬тофель, масло, привезенные крестьянами из соседних деревень и сел. 

К концу XIX века, после завершения реконструкции, Епифань приобретает свой окончательный облик, характерный для городов русской провинции. Раскинувшийся на холмах и утопающий в зелени садов город особенно красиво смотрелся с западной стороны от Дона: слева на северо-западной горе — бывшая слобода конных стрельцов; посредине — крутой холм древнего городища, венчаемый церковью Успения в каменной ограде; за ним — главная гора с поясом рвов и валов, сохранившихся от крепости-острога XVI—XVII веков. Над зеленой стеной городского сада устремился ввысь шатер Надвратной башни, а за ним, величаво вглядываясь вдаль, — купол Никольского собора. Справа, на южной горе, красовалась своим белоснежным нарядом Преображенская церковь. Словно былинные богатыри на пограничной заставе, стояли три храма, охраняя, казалось бы, незыблемую тишину провинциального городка. 

В 1913 году население Епифани насчитывало более четырех с половиной тысяч человек, «все — православного вероисповедания». Большинство составляли купцы и мещане. Наиболее именитыми были Оводовы, Расторгуевы, Пономаревы, Морозовы, Байбаковы, Мазурины, Брежневы, Сухопаровы, Соболевы. Они имели богатые дома с дворами и торговыми лавками в Епифани, владели магазинами в других городах Тульской губернии. Представители этих фамилий чаще других избирались в местные органы самоуправления, занимались благотворительностью, вкладывали свои капиталы в здравоохранение и образование, были известны далеко за пределами города и уезда. 

Константин Иванович Расторгуев представлял Тульскую губернию в Государственной думе третьего и четвертого созывов — с 1907 по 1914 год. По его просьбе из государственной казны было выдано 5 тысяч рублей для завершения постройки храма-памятника во имя Сергия Радонежского на Куликовом поле. Константин Иванович многое сделал для развития торговли и культуры в губернии. 

В семье купцов Оводовых были очень популярны русские шашки. Представитель этой фамилии — Аркадий Александрович — был одним из лучших игроков конца XIX — начала XX века. В 1894 году в 1-м Всероссийском турнире он занял третье место, через год был вторым, а в 1897 году стал чемпионом в заочной игре (по переписке). Имя Пантелеймона Григорьевича Оводова связано с астрономией. В середине 1890-х годов он закупил в Германии телескоп и полное оборудование для метеостанции, которые установил во дворе собственной усадьбы. Результаты наблюдений ежемесячно отправлялись в Пулковскую обсерваторию. Раз в год Оводов выезжал в Санкт-Петербург на совещания астрономического общества, почетным членом которого был. Еще одному представителю Оводовых — Ксенофонту Петровичу — суждено было стать последним «городским головой». На эту должность он избирался с 1896 по 1917 год. 

Епифань была не только административно-хозяйственным и торговым центром округи. В городе уделялось большое внимание культуре и образованию. В 1888 году начал свое существование музей наглядных пособий, который впоследствии стал краеведческим. К 1917 году в Епифани было несколько учебных заведений. Женская гимназия давала среднее классическое образование и право поступления в университет без экзаменов. Неполное среднее образование давало мужское городское четырехклассное училище. Дети из низших сословий получали начальное образование в мужском и женском приходских училищах. В 1914 году в Епифани была открыта учительская семинария, главным организатором которой был инспектор народных училищ Дмитрий Александрович Мазинг. 

В Епифани действовал народный театр, а в 1911 году мещанин Васильев установил в «городском доме кинематограф». 

После Октябрьской революции власть в стране перешла к Советам народных депутатов. 3 декабря 1917 года съезд демократических организаций провозгласил в Епифани и уезде советскую власть. Первыми распоряжениями нового руководства были введение контрибуции с буржуазии и купечества, национализация предприятий и других заведений, жилых домов. В самых богатых купеческих домах разместились районные органы власти. 

В начале 30-х годов началась «культурная революция». По всей стране закрывались православные храмы, многие из них были разрушены. В Епифани были разобраны Преображенская церковь, колокольня и летний храм кладбищенской церкви. На самом кладбище местные вандалы разгромили большинство памятников и надгробий XIX — начала XX века. 

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 20 ноября немцы заняли Епифань. Захватчики грабили жителей, угоняли скот, отбирали теплые вещи, громили библиотеки, убивали людей. 13 декабря части 10-й армии генерала Ф.И. Голикова освободили город. Недолго оккупанты хозяйничали в Епифани, всего три недели, но этого оказалось достаточно, чтобы превратить город в руины. Перед отступлением они взорвали большинство каменных зданий, сожгли более половины деревянных жилых домов. Разрушенная и окутанная дымом Епифань сохранилась в кадрах кинохроники, которые не раз показывались в документальных фильмах о битве под Москвой. 

По данным Кимовского военкомата, в годы войны по Епифанскому району были мобилизованы 15353 человека, 9461 из них не вернулись домой. Сотни епифанцев пришли с фронта с наградами. 

Последствия войны, отдаленность от железных дорог, отсутствие крупных промышленных предприятий существенно сказались на дальнейшей судьбе Епифани. Она была отнесена к числу неперспективных населенных пунктов. 

В 1958 году Епифанский район был ликвидирован и его территория передана в состав Кимовского и Донского районов. Но Епифань живет. Пусть теперь и в статусе поселка. Ее жители гордятся прошлым своего города, гордятся людьми, которые прославили свой родной край. 

Уроженцами епифанской земли являются: ученые с мировым именем М.П. Чумаков и М.С. Молоденский, писатели В.И. Немцов, С.М. Голицын, К.Т. Ванин, поэты В.М. Галкин, В.Л. Кулемин, А.А. Логунов, художник Н.И. Обрыньба, доктора наук Ю.М. Пятин, И.М. Разин, С.В. Кузьмин, Г.В. Шадский и др. 


Источники: Моя Епифань.рф
                      Википедия