Успенский собор – каменный храм во имя Успения Божией Матери, расположен в центре тульского кремля
 
По предположению исследователей, в середине вновь построенного в 1520 г. каменного кремля находилась первоначально деревянная церковь. В 1626 г. эта церковь носила название Архангельского собора и имела придел в честь Василия Парийского. В 1684—1685 гг. была построена первая каменная церковь и при ней небольшая колокольня. Новый собор назывался Успенским и имел два придела: Архистратига Гавриила и Тихона Амафунтского. 
 
Ныне существующий собор построен в 1762—1766 гг. Имя талантливого зодчего, создавшего собор, не сохранилось. В 1767 г. с правой стороны собора был освящен придел во имя Святого Иоанна Златоуста, упраздненный в 1799 г. В 1772 г. к западу от собора начата постройка четырехъярусной, с высоким позолоченным шпилем, колокольни (с часами) по проекту архитектора Праве. Колокольня закончена после 1781 г. Под колокольней находился небольшой храм в честь Святого Тихона Амафунтского (1778 г.) с приделом Святого Иоанна Златоуста (1853 г.). В 1913 г. в Тихоновом приделе временно совершали богослужение единоверцы города Тулы. Колокольня сгорела и разобрана в 1936 г. 
 
Архитектурный план храма предельно ясен и монументален: над мощным и почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает низкий алтарь с выступающей закругленной апсидой. С простым объемным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление в нарядных формах русского барокко. Все фасады собора покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства. Внутреннее пространство собора представляет собой высокий просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный вид. Успенский собор примечателен не только по архитектурному исполнению, но и по своей уникальной внутренней стенной росписи. 
 
Собор был расписан в 1765—1767 гг. «града Ярославля посадскими людьми стенного писания». Фрески замечательны и по технике исполнения и по художественному стилю, а особенно по глубине и содержательности тематики. Эта роспись — последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Ярославские мастера живописи в Туле повторили прекрасные настенные росписи церкви Святого Пророка Илии своего родного города. Находясь в зависимости от ярославских подлинников, фрески тульского Успенского собора имеют свои особенности как в отношении изображений, так и в стиле писания. Фресковая живопись, обычно носящая традиционный характер, в Успенском соборе отразила новые декоративные особенности (костюмы, палаты, ландшафты) и новые эстетические запросы XVIII века. Из всей стенной живописи собора особенно следует выделить картины, составляющие два определенных тематических комплекса: семь картин, изображающих Вселенские соборы; четыре картины на западной стене храма, передающие содержание книги «Песнь песней». Книга «Песнь песней», допускающая различные толкования ее текста, в фресках Успенского собора приобретает еще и новое, принципиально отличающееся от других, раскрытие ее основной идеи. Богословский экзегес библейской книги выносится на стены храма, а фрески наглядно изъясняют символику духовного союза Христа-искупителя и учрежденной им Церкви. Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками. 
 
Внутри собора с правой стороны около амвона, у стены, погребен архиепископ Никандр (Покровский, умер в 1893 г.), управлявший епархией более 30 лет. 
 
Собор являлся свидетелем многих исторических событий нашей Родины: из собора после напутственных молитв ратные люди уходили на сражение с врагами, в нем же проходили встречи воинов после побед русского оружия. В соборе хранились исторические реликвии: три знамени тульского ополчения 1812—1814 гг. и одиннадцать знамен войск, принимавших участие в крымской кампании 1855—1856 гг. 
 
Собор возвращен верующим; в нем регулярно проводятся богослужения.
 
 
 
Из книги Р. Р. Лозинского 
«Страницы минувшего»