«Сельская церковь, обсаженная плакучими березами – сколько в ней разных душ обвенчано, крещено, похоронено». Л.Н.Толстой 
 
 
Кочаковский некрополь – небольшое сельское кладбище в центре села Кочаки, в 2.5 км от Ясной поляны. 
 
Центр некрополя – это каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь была построена в 17 веке. Основную историческую ценность Кочаковского некрополя составляют захоронения членов семьи Толстых и их ближайшего окружения. Жители Ясной Поляны были прихожанами Никольской церкви и хоронили умерших на местном погосте. В северо-восточной части кладбища расположены могилы рода Толстых и их ближайшего окружения. 
 
Наиболее древним памятником в этой части кладбища является фамильный склеп Толстых. В нем похоронены родители писателя: мать Мария Николаевна Толстая, урожденная Волконская, отец Николай Ильич Толстой и брат Дмитрий. Возле склепа находится могила деда Л.Н.Толстого по материнской линии Николая Сергеевича Волконского. На одном из известняковых надгробий в виде саркофага высечена эпитафия А. С. Пироговой, которая вследствие трагического любовного романа с помещиком Бибиковым покончила жизнь самоубийством, бросившись на рельсы под поезд на станции Ясенки близ Ясной Поляны. Эта трагическая смерть произвела на Толстого сильное психологическое воздействие. Гибель А. С. Пироговой нашла отражение в сцене самоубийства героини романа «Анна Каренина». 
 
Также возле храма, чуть позади, находится благодатный уголок-могилка, где похоронена Евдокия Ивановна Кудрявцева, известная в народе как Дуняша. На могиле у Матушки Евдокии всегда стоят живые цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампада в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон. 
 
Церковь Николая Чудотворца
 
Год постройки: 1690.   В.Н. Уклеин, известный московский архитектор, обследовавший Кочаковскую церковь, назвал ее одним из редких в Тульской области памятников древнерусского зодчества. Колокольня Никольского храма в 1860 году была полностью перестроена на средства благотворителей. 
 
Никольский храм в Кочаках – один из древних в Тульской епархии. Его история уходит в далекое прошлое православное Руси и связана с чудесным явлением иконы святителя Николая, явившейся три столетия назад стоящей на одной из многочисленных кочек, покрывавших некогда местность близ дороги, проходящей на Киев. Икону взяли в расположенное неподалеку сельцо Ясная Поляна, но она вновь явилась стоящей на прежнем месте, где и был построен храм в честь святителя Николая. Икона получила название «Николая на кочке», местность – Кочаки, ручей, протекающий невдалеке, – Кочак. 
 
Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. Земля, на которой он стоит, в то время принадлежала церкви и священнослужителям, селения не было. В настоящее время не удалось выявить документальных источников, свидетельствующих о точной дате построения храма и его устроителях. Но не вызывает сомнения, что это были потомки древних дворянских родов Карцевых и Хомяковых, бывших прихожан этого храма и похороненных около его стен. 
 
В 1759 году Ирина Лукинична Карцева, владелица части Ясной Поляны, пристроила к трапезной части каменный придел во имя св. великомученика Иоанна Воина. Грамоту на устроение дал Архиепископ Каширский и Коломенский Порфирий. Тогда же была построена каменная ограда вокруг храма. 
 
В 1856 году церковь имела следующий вид: «…здание каменное, по стенам окрашено желтою краской, пол каменный. Престолов в ней два: первый настоящий, холодный, по имя Святителя и Чудотворца Николая, второй в пределах святого мученика Иоанна-Воина. При церкви сей в связи с нею имеется каменная колокольня в два яруса, с четырьмя колоколами, из коих первый весом 57 пуд 32 фунта, второй 10 пуд, третий – 2 пуда, четвертый – 1 пуд. Окон с железными решетками 13, вверху – два без решетки…» 
 
В 1864 году священнослужители и прихожане обратились к епископу Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) за благословением на перестройку храма на средства церкви и прихожан. Попечительницей прихожан при ремонте храма была жительница деревни Колпна Александра Павловна Артюхова, получившая на год сборную книгу. Но денег прихожан и церкви оказалось мало. Завершением его стало возможным только благодаря праправнукам И.П. Хомякова. Прежняя трапезная была заменена на новую, просторную. В честь Святого Александра Невского устроили новый предел. 
 
К 21 сентября 1870 года, времени завершения ремонта, храм имел три престола: центральный – во имя святителя Николая, слева – во имя Святого мученика Иоанна Воина и справа – во имя Александра Невского. Была построена новая каменная колокольня, благословение на строительство которой еще в 1849 году испрашивала по доверенности сына (Александра Васильевича Хомякова) Наталия Алексеевна Корякина-Хомякова, указывая, что «состоящая при означенной Николаевской церкви каменная колокольня от долговременности сделалась до того ветха, что угрожает падением…» 
 
На средства благотворителей при церкви были построены Церковно-приходская школа, Церковно-пречитовый дом, занимаемый священниками. При школе действовала библиотека. Таким образом, храм со всеми этими постройками, расположенный в стороне от селений, представлял собой особенный островок духовной культуры, чуждый мирской суете. 
 
В годы советской власти Свято-Никольский храм постигла общая участь церквей и монастырей России. В 1935 г. местные власти закрыли его, осквернив и превратив в колесную мастерскую. С храма были сорваны четыре креста. В алтаре престола в честь святителя Николая был поставлен горн, сломаны пол, иконостасы. Часть плит с пола алтаря и ступеней была использована для постройки горна. Беспорядочно, в кучу сложены иконы и отдельные фрагменты иконостаса. Сломан склеп благотворителей храма Хомяковых, их могила завалена битым кирпичом. 
 
12 сентября 1946г. на основании Постановления Совета по делам Русской Православной Церкви был возвращен верующим храм.