Кто не знает своего Отечества, тот не достоин называться его сыном.
А.С.Хомяков.
В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя Алексея Степановича Хомякова. Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильства.
Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов, идеолог православия, русской общины и соборности и философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист, блестящий оратор, полемист и художник-иконописец, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры.
Официально родословие Хомяковых восходит ко времени Василия Ивановича III, при котором Борис и Алексей, дети Хомяковы, участвовали в Смоленском походе в качестве ловчих. Именно «ловитва» - охота – долгое время была основным занятием мужчин хомяковского рода.
Алексей Степанович Хомяков родился 1 (13) мая 1804 года на Большой Ордынке в приходе церкви во имя Георгия на Всполье в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков Степана Александровича и Марии Алексеевны Хомяковых. Семья жила зимой в Москве, а летом – в селе Богучарове близ Тулы. Отец его, Степан Александрович Хомяков, отставной гвардии поручик в юности получил неплохое образование. Он свободно изъяснялся по-французски, по-немецки и по-английски, был известен как человек обширной начитанности, имел хорошую библиотеку, внимательно следил за новостями русской и иностранной словесности. Занимался много математикой. Весьма уважаемый в Москве человек, Степан Александрович стал известен как один из основателей Английского клуба. Отец привил сыну интерес к литературе, любовь к книгам и просвещению. Мать, Мария Алексеевна Хомякова, урожденная Киреевская, родила Алексея уже в 33 года. Умерла Мария Алексеевна летом 1857г. в возрасте 87 лет.
Алексей Хомяков под руководством матери получил солидное домашнее образование и хорошее воспитание. Сообщая о смерти матушки Сергею Тимофеевичу Аксакову, Хомяков, сам уже пребывавший далеко на шестом десятке и всю жизнь рядом с матушкой проживший, заметил про нее: «Я об ней могу сказать беспристрастно, что она была хороший, благородный образчик века, который еще не вполне оценен во всей его оригинальности века екатерининского… Матушка имела широкость нравственную и силу убеждений духовных, которые, конечно, не совсем принадлежали тому веку, но она имела отличительные черты его, веру в Россию и любовь к ней».
Именно мать явилась ранней воспитательницей сына, она привила ему на всю жизнь строгие, почти аскетические нравственные правила и глубокую религиозность. Все позднейшие убеждения Хомякова имеют свои корни в семейных традициях и в обстановке детских лет. Жизнь в доме была поставлена на православно русских началах. В чтении утренних и вечерних молитв перед принятием пищи и после, в приучении детей к хождению в церковь, к присутствию на молебнах, акафистах и всенощных, которые совершались в известные дни в доме Хомяковых, в говенье и чтение священных книг детьми мать вносила всю душу. И, таким образом, в сердцах своих детей, особенно Алексея, зажигала самый чистый огонь любви к Богу и православной вере, к церкви и к русскому народу и его лучшим христианским нравам и обычаям.
Материнское влияние на Алексея Степановича было так сильно и благотворно, что осталось для него святынею на всю жизнь. Похоронена Мария Алексеевна, как и Степан Александрович, в храме во имя Сретения Господня села Богучарова, построенном в 1840 г. по проекту А.С. Хомякова бывшим их крепостным Сергеем Александровым на средства Марии Алексеевны.
Уважение к родству и корню своему, бывшее непременной чертой российского столбового дворянства, создавало особую благодатную почву и для той непременной любви к родине, которая и объединила в 1840г. кружок русских славянофилов. Этот кружок был в сущности «семейственным», так как московские славянофилы и их ближайшие единомышленники находились в тесных родственных связях. Родство московских славянофилов объясняет многие замечательные особенности этого кружка: непременное дружелюбие всех его членов (отсутствовавшее у западников), ограниченность той сферы, в которой распространялись славянофильские идеи, объясняет и присущую кружковым исканиям идею «родственности», которая проходит через все славянофильские сочинения.
Алексей Степанович получил блестящее домашнее образование. Сначала главное внимание было обращено родителями Хомякова на новые и латинский языки. Во время наполеоновского нашествия московский дом Хомяковых, приобретенный у Щербатовых в 1807г., полностью сгорел, и семья жила в деревне, а в 1815 году переехала в Санкт-Петербург, который 11-летнему Алексею и 13-летнему брату Федору показался языческим городом.
В Санкт-Петербурге Хомякова учил русской словесности известный драматический писатель Жандр, друг А.С. Грибоедова. Образование его закончилось в Москве, куда вернулась семья в 1817г. в заново отстроенный дом (Петровка, 3). В Москве Алексей и его брат Федор ближе сошлись с братьями Д. и А. Веневитиновыми и вместе с ними продолжали образование под руководством очень ученого человека – доктора философии, слушали на дому лекции профессора Московского университета Щепкина по математике и Мерзлякова по словесности.
В 1819 году 15-летний Хомяков переводит с латинского очерка Тацита «Германия». Отрывок из перевода был опубликован в «Трудах общества любителей российской словесности» при Московском университете (1821, ч. 2). Это первое произведение Хомякова, появившееся в печати. Позже Алексей Хомяков станет вольнослушателем Московского университета, который закончит со степенью кандидата математических наук. А в дальнейшем он постоянно совершенствовал и пополнял свои знания, чему способствовали систематический труд, пытливый ум и богатая библиотека отца, которую он значительно расширил.
Сблизившись с философско-эстетическим кружком «любомудров», А.С. Хомяков пишет стихи, занимается переводами, работает над исторической поэмой «Вадим».
В пору молодости Алексея Степановича военная служба считалась обязательной для дворян, очень богатые непременно служили в кавалерии, поэтому в 1822 году отец направил Алексея в Астраханский кирасирский полк. Весной следующего года Хомяков переводится в конногвардейский полк в Петербурге (который примет участие в восстании 14 декабря 1825г.) и около двух лет живет там. Он завязывает литературные знакомства, главным образом в декабристских кругах. Первые стихотворения молодого поэта увидели свет в альманахе Рылеева и Бестужева «Полярная звезда». С Рылеевым и его окружением Хомякова объединяет серьезное отношение к жизни, презрение к светской суете, пафос Патриотизма, Свободы, Человеческого достоинства. Однако между ними были политические разногласия. Хомяков – противник любых насильственных действий, постоянно твердил, что из всех революций самая беззаконная есть военная, т.е. переворот посредством войны. Хомяков пытался убедить будущих декабристов в том, что в случае победы они заменят монархию деспотизмом военной верхушки, что русский народ чужд заговорщикам и т.д.
Уйдя в начале 1825г. в бессрочный отпуск, живет в Париже, где с увлечением занимается живописью и архитектурой, готовясь к строительству новой церкви в Богучарове, пишет историческую драму «Ермак». Возвращаясь на родину в конце 1826 г., посетил Италию и земли западных славян.
С началом русско-турецкой войны в 1828г. А.С. Хомяков снова в армии, в Белорусском гусарском полку, участвует в боях, был отмечен наградами за храбрость и мужество. По заключении мира в 1829г. вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.
В это время он активно занимается литературной деятельностью, сотрудничает в различных московских журналах, пишет вторую историческую драму «Дмитрий Самозванец».
А.С. Хомяков делается душой того круга русского общества, в котором зародилось новое направление русской общественной мысли - идея славянского братства, славянофильство. Основные положения учения славянофилов он изложил в своей статье «О старом и новом» (1839). Славянофилы во многом способствовали изучению русской национальной культуры, защищали идею исторической общности судеб и интересов русского и других славянских народов. Интересны мысли А.С. Хомякова о необходимости разностороннего, гармонического, университетского образования юношества, изложенные в его статье «Об общественном воспитании в России» (1850г.). «Строй ума ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама – будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода». А его исторические взгляды нашли отражение в обширном труде «Записки о всемирной истории» («Семирамида»).
Хомяков обладал блестящим литературным талантом. В свое время Пушкин называл его стихи прекрасными и находил в них «очаровательную прелесть поэзии» (1830г.). В 1844г. вышел единственный прижизненный поэтический сборник, состоящий из лирических стихотворений и стихотворных трагедий «Ермак» и « Дмитрий Самозванец». Поэтические произведения Хомякова тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями. В своих стихах Хомяков всегда отводил много места славянству и его будущему: его поэзию называют даже «поэзией славянства». В одних стихотворениях он обращается к России, в других – к славянам. В 1854 г. он написал замечательное стихотворение «России», вызвавшее бурю гнева в правительственных кругах, в дворянском обществе, в среде консервативных либералов. Профессор С.П. Шевырев писал: «Лира Хомякова постоянно звучит самым глубоким отечественным чувством, все ее песни, составляя одно целое, имеющие зародыш свой в сильной народной душе поэта, звучат тайным, вещим предчувствием великого будущего России и находят отголосок во всех просвещенных, кто только любит свое отечество». («Московитянин», 1841, №3).
И не меч, не штык трегранный
А в венце полночных звезд
Усмиритель бури бранной
Наша сила, Русский крест!
(А.С.Хомяков).
Стихи Хомякова, полные симпатии к славянам, любил читать «белый генерал» М.Д. Скобелев, герой русско-турецкой войны. Он читал их не только гостям в Рязанском имении, но и на поле брани, воодушевляя ими себя и окружающих. Сочинения Хомякова да еще приказы Наполеона Скобелев только и брал с собою в походы. Помимо стихов патриотического, гражданского звучания, у Хомякова немало стихотворений о природе, любви и других человеческих чувствах. В своих прекрасных стихотворениях Хомяков нередко высказывал и глубоко религиозные чувства. По отзыву публициста, историка М.П. Погодина «…одной его поэзии достаточно, чтоб доставить его имени прочную славу. Лирические его стихотворения, исполненные чувства и мысли, дышащие любовью, сохранятся навсегда в пантеоне русской поэзии, вместе с подобными произведениями покойных его друзей и товарищей: Жуковского, Пушкина, Баратынского, Веневитинова, Языкова».
Но в памяти потомков Хомяков остался, прежде всего, как вождь славянофильства, ибо основные занятия Хомякова связаны с разработкой идеологии славянофильства и с проповедью славянофильской доктрины в самых различных областях.
Славянофильство – это национально-ориентированная идеология, православно-патриотическая, русское направление общественной мысли, основанное на религиозной вере как ведущем начале в жизни народа. Основы учения славянофилов Хомяков впервые изложил в программной статье «О старом и новом» (1839), это вызвало полемику в общественных кругах. В «Записках о всемирной истории» («Семирамида») Хомяков признавал перводвижущей исторической силой верховную над всеми волю промысла Божья и говорил совершенно определенно: «Направляемая непобедимой десницей Божьей, каждая эпоха в истории человечества приносит с собой важные поучения». Как историку ему надлежало ответить на вопрос об исторической задаче своего родного народа, и он дал положительный ответ на вопрос об исконной самобытности исторического призвания славянства в России, а именно: сохранение христианского просвещения в целости, под авторитетом вселенского признания. То есть в сердце славянских племен сохранилась церковь Божья, нетленная в своем вероучении и Уставах Церковных. И если Христианство есть высшая всемирная культурная сила, то славяне и преимущественно славяно-русские содержат и хранят эту культурную силу. При этом в славянском мире не было и нет деспотизма видимого главы Церкви, как в Католицизме, ни своеволия анархической религиозной общины, как в Протестантизме. И вот Хомяков историческим путем и самостоятельно приходит именно к такому основному выводу: «Все, что благородно и возвышенно; все что исполнено любви и сочувствия к ближнему; все, что основывается на самоотречении и пожертвовании – все это заключается в одном слове – христианство. Для России возможна одна только задача: сделаться самым христианским из всех человеческих обществ».
Но Хомяков был не только ученый истории, но и глубоко основательный богослов, причем первый светский богослов. Если Хомяков всю историю рассматривал под одним углом зрения (воли промысел божий), то историческая жизнь привлекала его внимание самой светлой его стороной, где отразилось все самое лучшее, самое возвышенное, т.е. привлекает христианство. Но Христианство, как истина, одно. Отсюда и среда, хранящая эту истину, должна быть едина и, вместе, универсальна, т.е. Церковь Христова должна быть едина. Вот почему для Хомякова именно как историка учение о Церкви было особенно близко, дорого, и оно стало главным предметом его богословской мысли.
Вот его убеждения, догматическое положение: «Церковь одна. Единство церкви следует необходимо из единства Божья, ибо Церковь не есть множество лиц, в их личной отзывности, но единство Божьей благодати. Церковь видимая, или земная живет в совершенном общении и единстве со всем телом церковным, коего глава есть Христос. Она имеет в себе Христа и благодать Духа Святого».
В церкви Хомяков видел полноту жизни. Он рассматривал церковь как Тело Христово, как живой организм любви и истины. А так как единство церкви исторически не нарушалось в церкви православной, то Хомяков неизбежно должен был отнестись критически к иным церквям – католической, лютеранской и пр., к их учению и учреждениям. Отсюда и его полемика с Западом.
Впервые раздавшийся на Западе за православие востока голос Хомякова гремел мощно, властно, сокрушительно. Такой беспримерной полемике – один против всех – Хомяков и подготовлен был беспримерно и вел полемику прямо сокрушительную и являлся апостолом Церкви, которого частью боялись, частью уважали. И было за что! Так на славу Родины, Хомяков совершил свой великий патриотический подвиг мысли – поэтической, исторической и богословской.
Последователи Хомякова приписывают его богословским трудам огромное значение и готовы признать его «отцом церкви», как Ю.Самарин и другие. Н.А. Бердяев считает: «Хомяков – величайший, гениальнейший богослов православного востока; церковные идеи Хомякова очень глубоки и сохраняют свое непреходящее значение».
А.С. Хомяков по своим общественно-политическим взглядам был сторонником самодержавной власти, но выступал за либеральные реформы: созыв Земского собора, отмену крепостного права и смертной казни, организацию суда с участием присяжных заседателей, свободное выражение общественного мнения. Последнее произведение писателя и мыслителя «К сербам. Послание из Москвы» (1860) имело большое общественно-политическое значение для всех славянских народов, в том числе и русского.
Проживая в Богучарове и занимаясь сельским хозяйством, А.С. Хомяков принимал активное участие в общественных делах. В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и другими предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп. Но дожить до крестьянской реформы ему не удалось.
23 сентября 1860 г. он умер от холеры в селе Ивановском Рязанской губернии (ныне Данковский район Липецкой области), где успешно лечил крестьян, а вот себя не сберег.
Его похоронили в Москве в Даниловом монастыре, но в 30-е годы XX века нетленные останки А.С. Хомякова и его жены были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Чтобы выбиться в люди, дворянину надо постоянно вращаться в свете. Хомяков же, по мнению современников, заживо похоронил себя в деревне. В столицы он только наезжал. И, судя по всему, такая жизнь не была для него в тягость. Может быть, первый из русских общественных деятелей, он не просто любил деревенскую жизнь, но и умел жить ей во всей полноте. У него есть даже статья об охоте и собаках. Он изобретает ружье, которое бьёт дальше обыкновенных ружей; изобретает сельскохозяйственную машину — сеялку, за которую получает из Англии патент; изобретает средство от холеры. Устраивает винокуренный завод, лечит крестьян, занят вопросами хозяйственно-экономическими.
Друг его, Д. Н. Свербеев, писал о нём:
Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог.
Общины русской публицист,
Ты мудр, как змий, как голубь чист.
5 июля 1836г. Алексей Степанович Хомяков венчался с Екатериной Михайловной Языковой, сестрой поэта Н. Языкова, в которую давно и страстно был влюблен. Для него Китти была самой красивой. В ней воплотилось то, что он так долго искал: женская любовь и добро, создающее идеал гармоничной жизни. К зиме 1838-1839 года у Хомяковых было уже двое сыновей: Степан и Федор, названные по имени отца и брата. В одночасье они заболели скарлатиной и умерли в одну ночь – в конце октября. Этой ночью Алексей Степанович начал седеть. И по преданию, он написал стихотворение – одно из самых проникновенных в русской лирике.
К детям.
Бывало, в глубокий полуночный час,
Малютки, приду любоваться на вас;
Бывало, люблю вас крестом знаменать,
Молиться, да будет нас благодать,
Любовь Вседержителя Бога.
Стеречь умиленно ваш детский покой,
Подумать о том, как вы чисты душой,
Надеяться долгих и счастливых дней
Для вас, беззаботных и милых детей,
Как сладко, как радостно было!
Теперь прихожу я: везде темнота,
Нет в комнате жизни, кроватка пуста;
В лампаде погас пред иконою свет.
Мне грустно, малюток моих уже нет!
И сердце так больно сожмется!
О дети, в глубокий полуночный час
Молитесь о том, кто молился о вас,
О том, кто любил вас крестом знаменать.
Молитесь, да будет и с ним благодать,
Любовь Вседержителя Бога.
После шестнадцати лет счастливой семейной жизни Екатерина Михайловна простудилась и скончалась. Без матери осталось семеро детей, заботу о которых полностью взял на себя А.С.Хомяков. Последние годы жизни после смерти любимой жены А.С.Хомяков был безрадостен, он целиком отдался работе. Прелесть жизни была для него утрачена. Но в прошлом он знал радость жизни, знал личное и семейное счастье, как мало кто, жизнь его была удачной во всех отношениях.
Призвание России в мировой истории и её служение человечеству Алексей Степанович видел в сохранении Православия, в твёрдом свидетельствовании о любви и свободе.
РОССИИ
Гордись! - тебе льстецы сказали:
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озеры...
" Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И ведра гор алмазов полны,
И хлебом пышет тук степей;
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись:
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись!
Грозней тебя был Рим великий,
Царь семихолмного хребта,
Железных сил и воли дикой
Осуществленная мечта;
И нестерпим был огнь булата
В руках Алтайских дикарей,
И вся зарылась в груды злата
Царица западных морей.
И что же Рим? И где Монголы?
И, скрыв в груди предсмертный стон,
Кует бессильные крамолы,
Дрожа над бездной, Альбион!
Бесплоден всякий дух гордыни,
Не верно злато, сталь хрупка;
Но крепок ясные мир святыни,
Сильна молящихся рука!
И вот, за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчанье сердца сокровенна,
Глаголь Творца прияла ты, -
Тебе Он дал свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Твое все то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начала славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокий!
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему - и все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный
Прозрачный Вышнего покров!
1839 В другом его стихотворении "России" предельно чётко раскрыта русская идея, Хомяков призывает Россию к осознанию своих грехов:
Тебя призвал на брань святую,
Тебя Господь наш полюбил,
Тебе дал силу роковую.
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых, безумных, диких сил. —
Вставай, страна моя родная!
За братьев! Бог тебя зовёт
Чрез волны гневного Дуная —
Туда, где, землю огибая,
Шумят струи Эгейских вод. —
Но помни: быть орудьем Бога
Земным созданьям тяжело;
Своих рабов Он судит строго —
А на тебя, увы! как много
Грехов ужасных налегло! —
В судах черна неправдой чёрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мёртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!
О, недостойная избранья,
Ты избрана! Скорей омой
Себя водою покаянья,
Да гром двойного наказанья
Не грянет над твоей главой! —
С душой коленопреклоненной,
С главой, лежащею в пыли,
Молись молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели! —
И встань потом, верна призванью,
И бросься в пыл кровавых сеч!
Борись за братьев крепкой бранью,
Держи стяг Божий крепкой дланью,
Рази мечом — то Божий меч.
1854г.
Творчество А.С. Хомякова оказывало большое влияние на литературу и публицистику своего Отечества, а также западных и южных славян. Немаловажна и общекультурная роль славянофильского движения.
Славянофильские идеи в настоящее время, как никогда, злободневны. Они имеют непреходящее значение, в них заложен огромный этический потенциал, способный противостоять дегуманизации общества, агрессивности, непримиримости. Ценности и идеалы, сложившиеся в недрах славянофильского учения, станут одним из источников методологии гуманитарных наук XXI века – века гуманизма и терпимости. Сегодня нужна истинная переоценка ценностей, смена приоритетов.
Хомякова считают православным пророком, предвидевшим торжество Церкви. Он первый выявил и сформулировал национальные интересы России. В его личности и творчестве содержится колоссальная духовная и нравственная сила, необходимая для сохранения русской нации и возрождения России.
Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры. И.Аксаков называл А.С.Хомякова «общественной совестью и гордостью». Современники считали его «первым из первых», «великим», перо – «бессмертным». В.В. Розанов утверждал, что Хомякова признают гением, и называл «Колумбом, открывшим Россию». Его ставят в один ряд с такими личностями, как Пётр I, Ломоносов, Пушкин. А.С. Хомяков – «самый чистый и самый благородный из всех людей новой русской истории». (П.А. Флоренский). Хомякова по праву можно считать главой, «гранитной скалой», «камнем», по определению Н.А. Бердяева, славянофильства или «корифеем национальной школы», по определению П.Я. Чаадаева.
С Хомякова, по существу, начинается самостоятельная русская мысль, философское самосознание нации.
Подвиг
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.
Начало 1859г.
Богучарово – родовая усадьба А.С.Хомякова. В творческой биографии А.С.Хомякова тульский период его жизни и деятельности занимает важнейшее место. Этот период, прежде всего, тесно связан с родовым имением в селе Богучарово.
Ансамбль усадьбы «Богучарово», кроме мемориального интереса, имеет архитектурно-художественное значение, где сохранились интересные памятники XVIII-XIX вв. и оригинальный, хорошо спланированный пейзажный парк XIX в. Архитектурный комплекс усадьбы «Богучарово» великолепно вписался в природный ландшафт и дополнен искусственно созданным парковым ансамблем.
Первое упоминание о местечке Богучарове встречается в «Отказной книге 1664года», которая хранилась как подлинный исторический документ и передавалась веками по наследству родом Хомяковых. В ней указывается, что с 13 сентября (по ст. стилю) 1664 года «пустошь Богучарова» становится родовым владением помещиков Хомяковых. После Октябрьских событий в родовом доме А.С. Хомякова был создан музей.
Богучаровский музей относился к музеям особого рода, давно существовавшим на Западе и появившимся в России после Октября. Это музей усадебного быта, охватывавший собой период от XVIII века до 60-х годов XIX столетия. Как бытовой музей Богучаровский музей тесно связан с местом своего расположения в провинции, т.к. взятые оттуда предметы в другой обстановке потеряют своё значение. Музей не может быть оторван от Богучарова и потому, что оно, Богучарово, является колыбелью важного исторического течения русской мысли - славянофильства.
По 1815г. Хомяковы жили в Москве, а на лето выезжали в Богучарово. Так что уже детские годы будущего писателя тесно связаны с Тульским краем. После его кончины в 1860 году усадьба переходит его старшему сыну Дмитрию, который владел ею до 1917 года. При последнем владельце в усадьбе разворачиваются большие строительные работы: пристраиваются к старому господскому дому два флигеля, заново строится телятник, обновляются и расширяются парники и оранжерея, строится дом для управляющего, и в 1894г. строится колокольня, для чего были приглашены архитекторы П.В. Жуковский и Н.В. Султанов.
На сегодня в ансамбль усадьбы входит комплекс мемориальных зданий, которые были свидетелями жизни и деятельности А.С.Хомякова: господский дом (кон.XVIII в.) о 28 комнатах с флигелями (2-я пол. XIXв.) с каминным залом с красивейшей лепниной, храм во имя Сретения Господня (1840г.), построенный по проекту А.С. Хомякова талантливым крепостным архитектором Сергеем Александровым, колокольня (1894 г.), единственная в России уменьшенная копия кампанеллы при соборе св. Марка в Венеции, посвященная сыном к столетию со дня рождения своего отца, дом управляющего (2-я пол.XIXв.), регулярный (VIIIв.) и пейзажный парки (XIXв.), система трех прудов и кладбище (2-я пол.XIXв.), расположенное в северо-западной части усадьбы, на котором сохранились каменные надгробия, самые ранние из которых относятся к 1860 году.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 года № 176 усадьба «Богучарово» внесена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Источник: http://www.bogucharovo.ru/homyakov.php