Владимир Демидович Сахненко - художник и керамист. Долгое время жил и работал в Туле.

Владимир Сахненко родился 10 января 1930 года в селе Сульское Сумской области. В 1951 году окончил Ворошиловоградское художественное училище и поступил в московский Академический институт имени Сурикова. Правда, через год его отчислили за пропуски занятий. Здесь он познакомился со своей будущей женой, скульптором Зоей Рябченко. После окончания института ее распределили в Тулу и Владимир отправился туда с ней. От этого брака у Владимира Сахненко есть сын - Иван Сахненко, который также связал свою жизнь с художественным искусством.

С 1957 года Владимир Сахненко был участником различных выставок, а с 1967 года - член Союза художников СССР. Почти до конца жизни он ежедневно работал в своей мастерской на щекинском заводе «Кислотоупор». Здесь он создавал различные кувшины, вазы, цветочные горшки, керамические скульптуры всевозможных существ и многое другое.

В 1970 годы Сахненко написал 13 больших черно-белых абстрактных полотна. Сейчас они находятся в собрании музея современного искусства «Эрарта». В начале 1980-х годов художник перешёл к созданию уникальных красочных картин, выполненных в авангардном стиле: натюрмортов, портретов, лирических работ. Кроме того, в его творчестве присутствовали библейские мотивы. Крупные собрания работ Сахненко хранятся в Тульском музее изобразительных искусств; галереях «Арт-сезон» и «Арт-караван» в Москве; Государственном музее истории культуры Узбекистана (бывший Музей имени Акмаля Икрамова) в Самарканде.

Экс-директор музея «Эрарта» Михаил Овчинников отмечал, что творчество Владимира Сахненко украшает общественные здания Москвы, Тулы, Ялты и Самарканд. Мастер создавал как монументальные работы, экстерьерную керамику, так и просто керамическую домашнюю утварь. Он экспериментировал с рисунком и формой, которые также продолжились в живописи.

- По сути своей все, что делает художник, выражает свое стремление к идеалу. Главное на этом пути не отступать, - цитировал Владимира Сахненко искусствовед и культуролог Евгений Гендельман в своей статье «В поисках гармонии».

И далее:

«В живописи Владимир Сахненко почувствовал тайну. Дознаться, докопаться до нее оказалось чрезвычайно соблазнительно. Но еще большее наслаждение доставляла возможность раскрыть эту тайну зрителю, допустить его до своего открытия, дотянуть до своего понимания мира. В плоскости полотна художник видел Вселенную. В чистых, открытых, звонких красках – многомерность человеческого Я.

Картины В. Сахненко уютны. Они легко приживаются и в офисных залах, и дома, видятся и украшающими жилые высотки, и разностильные дворцы. Либо мозаикой, либо витражом, либо эмалью. Теплота и красочность их заставляют и нас быть добрее и душевно богаче».

В 1980-х Владимир Сахненко познакомился со второй женой Лидией.

- На заводе «Кислотоупор» моя бабушка работала контролером, а он был художником и скульптором с собственной мастерской, - рассказывает корреспонденту «Тульских новостей» внучка художника Мария. -  Владимиру я не родная внучка, но какую-то часть времени провела с ним рядом. Я застала его, будучи ребенком, и запомнила, как человека немного замкнутого в себе, он не очень любил общество. У него всегда было много мыслей в голове обо всем: картинах, скульптурах… Свою работу он невероятно любил, как говорится: «Найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни». Бабушка для него была музой. Ей посвящены многие работы. Часто дедушка изображал их вместе: как на картинах, так и в керамике. Некоторые из таких работ сохранились в квартире, где они жили.

Супруга художника Лидия отмечала, что тот почти никому не показывал свои картины, предпочитал прятать в мастерской. Только на рубеже 80-х и 90-х годов художник их обнародовал.

Внучка Мария продолжает:

- В керамике ему удавалось сделать все - от тончайших ковшей до многометровой скульптуры. Он работал с невероятной продуктивностью. Когда Владимир умер, мне было всего лишь 7 лет, да и времени нам довелось провести вместе не так много: я периодически приезжала к ним с бабушкой в гости на несколько дней. Одно могу сказать точно, он был очень добрым, но сложным. Меня любил как свою родную внучку, всегда ко мне тянулся.

С возрастом у него ухудшилась память, часто мучился головными болями. В последние дни жизни попал в больницу, как оказалось, у него были проблемы со здоровьем, о которых никому не говорил. Помню, я была дома с мамой, потом раздался телефонный звонок. Мама взяла трубку и начала говорить обеспокоенным голосом, кого-то утешала. Хоть я и была маленькой, но понимала - с Володей что-то случилось... Мы с бабушкой успели прийти к нему в больницу лишь пару раз. Я нарисовала рисунок, где мы стоим втроем и держимся за руки, не знаю, успел он его увидеть или нет.

Владимира Сахненко не стало 31 июля 2008 года в Туле.

Сохранились целые альбомы с фотографиями работ Владимира Сахненко. Его произведения украшают Тульский драматический театр, дворцы культуры, гостиничный комплекс «Интурист» в Ялте, правительственную дачу в Форосе. Его керамика находится в Хаммеровском торговом центре в Москве. В 1967 году в тульском Сквере Коммунаров был установлен четырехгранный пилон созданный Владимиром Сахненко совместно со скульптором З. Рябченко и архитектором Б. Братковой. 

- Бабушка в детстве мне рассказывала, что дедушка изобрел уникальный рецепт голубой глины, но состав так никому и не рассказал, хотя многие хотели им завладеть, - поделилась девушка.

В работе с керамикой Владимир Сахненко использовал шамот (огнеупорная глина, каолин, обожжённые до потери пластичности, удаления химически связанной воды и доведённая до некоторой степени спекания), часто вместе с глазурью. В конце 1970 годов он нашел термостойкий состав той самой голубо-зеленой глазури, которая может выдержать обжиг при температурах, сжигающих обычные лазурь или кобальт. Такая глазурь способна выдержать любые экстремальные погодные условия. Доказательство тому - глазированная керамика Владимира Сахненко, которая много лет стоит под открытым небом в Самарканде и Крыму.

Последние выставки художника:

в галерее «На старой Басманной» в Москве, совместно с Иваном Сахненко (1999);

«Осенний марафон» в ЦДХ в Москве, также совместно с сыном и Аветиком (2005);

персональная выставка «Откровение цвета» ЦДХ в Москве (галерея «Арт-Караван», 2006 год);

«Абстрактное искусство. 21 век, начало» в ЦДХ в Москва (2007).

 

Источник: Тульские новости