Алексей Александрович Иконников - советский и российский музыковед. Кандидат искусствоведения.

Алексей Иконников родился 1 (14) октября 1905 года в Богородицком уезде Тульской губернии. В 1920-х годах отправился покорять столицу.

В 1935 году Иконников окончил радиоотделение историко-теоретического факультета Московской консерватории и там же поступил в аспирантуру. Параллельно был лектором Московской филармонии.

В 1939 - 1940 годах Иконников заведовал кафедрой композиции, истории и теории музыки Свердловской консерватории. Далее до 1946 года работал редактором, инспектором, заместителем начальника Управления музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР.

В ведении Комитета находились издательства «Искусство», «Музыка», «Советский художник», «Советский график», Издательство ВТО и Издательство Музфонда. Кроме того, был учреждён Художественный совет с секциями театра и драматургии, музыки и изобразительного искусства.

В 1946 - 1950 годах Иконников - научный сотрудник одного из ведущих музыкальных вузов России и мира Московской консерватории.

С 1950-го до 1953-го - редактор отдела музыки газеты «Советское искусство». На протяжении многих лет это издание отражало основные тенденции советской политики в отношении прекрасного. В газете публиковались аналитические и критические статьи, посвящённые текущему состоянию советской культуры.

В ряде других тематических изданий Иконников также выступил автором ряда статей о развитии советской музыки, музыкальном театре и творчестве советских композиторов: «Украинская рапсодия Е. Голубева», «Г. А. Гасанов и его фортепианный концерт», «Служение народу — дело жизни», «На заре советского симфонизма», «Концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра», «5 симфония и 13 струнный квартет Н. Я. Мясковского».

С июля 1953 года газета «Советское искусство» стала выходить под названием «Советская культура». На тот момент Алексей Александрович Иконников уже заведовал кабинетом истории и теории пианизма Музыкально-педагогического института имени Гнесиных и писал диссертацию «Художник наших дней. Н. Я. Мясковский», которую успешно защитил. Русский композитор Николай Яковлевич Мясковский был одним из тех, кто навел мосты между старой (дореволюционной) и новой (советской) музыкой, но монографиями его не баловали. Работа Иконникова – редкий фундаментальный труд, раскрывающий жизнь и творчество Мясковского. Несмотря на весь соцреализм, авторское исследование и сегодня не утратило интереса для современных музыкантов.

В 1959 - 1970 годах Иконников был проректором по научной работе и аспирантуре Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне - Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных). Основная цель учреждения, обозначенная в самом названии института, была педагогическая. На тот момент консерватории выпускали хороших исполнителей, но далеко немногие из них посвящали свою жизнь преподаванию, а музыкальные училища в разных городах страны нуждались в кадрах с высшим музыкальным образованием.

Алексей Александрович Иконников прожил долгую и увлекательную жизнь, которая оборвалась в 2000 году. Сегодня о нем редко вспоминают. Краткая биография нашего земляка включена в научно-справочное издание «Музыкальная энциклопедия».