Модест Петрович Мусоргский (21 марта 1839, с. Карево Торопецкий у. (ныне Куньинский р-н), Псковская губ. – 28 марта 1881, Петербург) - выдающийся русский композитор, член «Могучей кучки», драматург, создатель жанра психологической народной музыкальной драмы.

Модест Петрович происходил из старинного рода Мусоргских, представителей рода Рюриковичей. Его детство прошло в имении родителей, в селе Карево Псковской губернии. Там он вместе с братом Филаретом получил домашнее образование и затем поступил в училище Петришуле. Но он его не заканчивает и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, а затем и в лейб-гвардейский Преображенский полк.

К музыке Мусоргского тянуло ещё с детства. Няня рассказывала ему удивительные сказки, а он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучением музыкой маленького Модеста руководила его мать.

Однако встреча с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым бесповоротно меняет его жизнь. Будущий композитор решает всерьёз заняться музыкой и бросает военную службу.

Летом 1868 года он жил в селе Шилово Тульской губернии (ныне территория г. Ясногорска), куда переселилась семья его брата Филарета Мусоргского. Здесь композитор сочинил первый и единственный акт оперы «Женитьба» по одноименному произведению Николая Гоголя, ставший уникальным примером воплощения полного прозаического авторского текста в музыке. Типажами послужили крестьяне Тульской губернии. «Подмечаю баб характерных и мужиков типичных... Частицу того, что дала мне жизнь, я изобразил для милых мне людей в музыкальных образах...» – писал композитор.

Мусоргский поставил перед собой сверхсложную задачу – передать музыкой весь одноименный текст комедийной пьесы Н.В. Гоголя. Музыкальная интонация должна была обрести зримость, подобно интонации в игре драматического актера. «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах». Этот смелый шаг он делает, последовав примеру своего «учителя великой правды», уроженца Тульского края Александра Сергеевича Даргомыжского.

На титульном листе будущего сочинения Мусоргский выведет: «Опыт драматической музыки в прозе». На первых страницах нотных набросков Мусоргский делает пометку: «Начал писать во вторник 11-го Июня 68 г. в Петербурге. Окончил действие во вторник 8-го июля 68г. в Тульской деревне Шилово. М. Мусоргский».

Осенью 1868 г. композитор возвращается в Петербург и с легкостью работает над клавиром, чтобы продемонстрировать друзьям. В сентябре «Женитьба» ставится сначала у А. Пургольда, затем у Ц. Кюи. Все вокальные партии Мусоргский исполняет самостоятельно.

Все были поражены задачей Мусоргского, восхищались его характеристиками и многими речитативными фразами, недоумевали перед некоторыми аккордами и гармоническими последовательностями, «дикими созвучиями», противоречащим правилам гармонии.

Однако по окончании первого акта «Женитьба» была оставлена композитором, уступив место грандиозному замыслу – опере «Борис Годунов».

Опыт Модеста Петровича, приобретенный в Тульской губернии, будут широко использовать композиторы XX века. И.Ф. Скрябин, С.С. Прокофьев полностью отрекутся от оперных традиций, сочиняя музыку на нерифмованный текст. Речитативная опера в XX веке станет явлением частым и даже обыкновенным.