Викентий Вересаев - советский писатель. Настоящая фамилия – Смидович. 
 
Родился в Туле 4 января 1867 года, в семье врача. Окончив гимназию, обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, в 1888 получил звание кандидата исторических наук. Затем всерьез увлекся медициной, стал врачом по примеру отца и вернулся в родной город. Однако вскоре вновь приехал в Петербург и примкнул к литературному кружку марксистов. Вересаев сотрудничал с журналами «Новое слово», «Начало», «Жизнь». 
 
В годы русско-японской войны был призван на службу и воевал в Маньчжурии. Викентий Вересаев сложился как писатель на переломе двух эпох, двух веков. Это было время перехода от Чехова к Горькому, от деревни – к городу, от крестьянина – к рабочему. Он писал в автобиографии: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня… Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью». 
 
Вересаева называют художником-историком русской интеллигенции, поскольку в его творчестве нашло отражение поэтапное развитие русской интеллигенции. Его волнуют проблемы поиска пути для молодого поколения, ответы на вопросы о смысле жизни. Проблемы расслоения интеллигенции, развернувшиеся в начале столетия, борьба между революционным и легальным марксизмом, увлечение новой философией, в том числе Ницше, находит отражение в его книгах. Вересаев явно симпатизировал новой интеллигенции – не той, которая продолжает мечтать, по примеру отцов, об усадьбе, жене, уютном кабинете и необременительном общественном деле – а о той, которая стремится найти себе новое место в новом времени, желает стать помощником, а не придатком к формирующемуся рабочему классу. 
 
После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие представитель интеллигенции разочаровались в своих убеждениях, оказались не у дел. Их уделом стал пессимизм, увлечение мистикой и религией. Вопрос о взаимоотношениях интеллигенции и народа особенно остро стоял в те годы, и однозначного ответа на него не существовало. Некоторые демократы, изображенные в романах Вересаева, запутались в исторической драме и потеряли связь с реальностью, что зачастую влекло и потерю связи с семьей. Эти картины очень остро и болезненно показаны писателем. 
 
По манере письма Вересаев, конечно же, реалист. При том, что он не является гением художественного слова, и публицистика в его работах зачастую подменяет образ, от тем не менее глубоко искренен и правдив в отображении современной ему эпохи, ее лиц, людей, событий. Но его герои обласканы авторской любовью, особенно те, что ищут разрешения остросоциальных вопросов, находятся не просто в работе и борьбе, но продолжают искать пути жизни.
 
***
 
Памятник В. В. Вересаеву расположен на улице Первомайской перед входом в Центральный парк культуры и отдыха имени П.П.Белоусова города Тулы. Его торжественное открытие состоялось 28 апреля 1958 года. Писатель изображен в полный рост с записной книжкой и карандашом в руках. Его задумчивый взгляд обращен в сторону дома, где он родился. 

 
Дом-музей В.В. Вересаева открылся в Туле 16 января 1992 года на ул. Гоголевской, 82.