Владимир Иванович Немцов (1907, Епифань – 1994), писатель-фантаст


В кругу ближней мечты


Отвечая на вопрос румынского молодежного журнала «Штиинцэ ши техникэ» («Наука и техника») о том, в какой момент прошлого ему хотелось бы попасть, если бы были возможны путешествия во времени, писатель-фантаст Владимир Немцов (1907, Епифань – 1994) в 1983 году сказал: «Будь у меня такая возможность, я выбрал бы первые послевоенные годы, когда миллионы людей, уставшие от крови и напряжения, почувствовали, что настал наконец мир, что теперь можно и нужно спокойно трудиться. Это время стало началом нового расцвета наук, искусства и изобретательства».


В 1945-м году – в это самое время – специалист по ультразвуковой радиосвязи изобретатель Владимир Немцов, награжденный орденом Красной Звезды за создание новых образцов радиотехники, опубликовал в журнале «Техника – молодежи» первый научно-фантастический рассказ. А затем за пять лет выпустил пять повестей и еще несколько рассказов. Тогдашнему читателю в условиях послевоенной нехватки всего и вся пришлась по вкусу эта незатейливая фантастика, рисующая чудеса техники завтрашнего дня, которая вот-вот придет и в корне изменит привычный небогатый быт.


В конце жизни писатель назовет свои произведения технической фантастикой. «Почему я совершенно нарочито делаю героями своих книг самых обыкновенных людей? Я хочу показать романтику подвига и труда на реальной, «приземленной» основе», – писал он.


Очередное десятилетие его творчества было отмечено тремя романами и повестью. «Немцов вездесущ, как господь бог», – говорил о нем коллега-фантаст Александр Казанцев. Владимир Иванович выдвинулся в первый ряд литераторов этого жанра, его книги издавались огромными тиражами, он обрел известность, признание и почет. В 1957 году на 50-летие со дня рождения Немцову вручается орден Трудового Красного Знамени.


Владимир Иванович занимает руководящие должности в творческих и общественных организациях: заместитель секретаря парткома Союза писателей СССР (по тем временам весьма значимая фигура), руководитель секции научно-художественной и научно-фантастической литературы Союза, член советского Комитета защиты мира… Естественно, все это облегчало писателю возможность издаваться и переиздаваться, получать высокие гонорары.


Положение Немцова в литературном мире выглядело прочным и незыблемым. Однако читателю уже становились скучны узкие рамки фантастики ближнего предела. Этот процесс начался с выходом «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова, где творческая мысль автора улетала в дальний космос с его неизведанными тайнами и удивительными приключениями, и еще более усилился с появлением в литературе братьев Стругацких, блиставших неистощимой фантазией.


Владимир Иванович в меру своих возможностей пытался остановить или хотя бы притормозить наступление фантастов новой волны, перенося – в духе того времени – литературные разногласия в плоскость политики. В конце 1960 года на объединенном пленуме правлений Союза писателей России, его московского и ленинградского отделений Немцов атаковал оппонентов заявлением об идеологическом вреде космической фантастики, которая «уводит от действительности». Его не поддержали, а через несколько месяцев, в апреле 1961-го, полет Юрия Гагарина в космос подвел, казалось бы, черту под дискуссией. Владимира Ивановича отодвинули в тень, но он не желал сдавать позиций и периодически выступал против того, что считал неправильным, недопустимым в литературе – например, в середине 1960-х выложил в печати то, что сегодня назвали бы идеологическим компроматом на братьев Стругацких…


Научной фантастики Немцов больше не писал – переключился на публицистику, в основном воспитательного характера. Почему? В какой-то мере Владимир Иванович ответил на это вопрос, еще будучи на волне успеха. «У теоретизирующих критиков существует некая авангардистская тенденция, с помощью которой они пытаются доказать, что фантасты-де должны вести за собой ученых, подбрасывая им те или иные идеи, подсказывать открытия и вообще определять направления науки и техники, – писал Немцов. – Мне думается, что это глубокое заблуждение. Наука развивается по своим законам, которые продиктованы жизнью, а не воображением писателя. Точно так же жизнь ведет за собой перо писателя, который призван ее отражать».


До конца жизни – а Владимира Ивановича не стало уже в постсоветское время – он не изменял этим принципам. Та фантастика, которую Немцов писал раньше, теперь уже не была востребована, а писать «по новому» он не хотел (и, возможно, не умел). Но у него было что сказать читателю, и он говорил – своей публицистикой. Ее можно принимать или не принимать, считать устарелой или, напротив, вполне современной – это дело вкуса каждого…


Кстати, в ряду публицистических книг Немцова есть одна, которая в любые времена будет интересна тулякам картинками жизни Тулы довоенных лет. «Параллели сходятся» – так она называется. Написана в 1968 году. Право же, стоит разыскать эту книгу, чтобы прочесть о велосипедных гонках на циклодроме, о цирке и политической сатире клоуна Виталия Лазаренко, для которого Владимир Маяковский написал цирковое представление «Чемпионат всемирной классовой борьбы», о театре и гастролях в Туле известных актеров, об учебе на рабфаке и еще о многом, многом другом. Например, о пламенных выступлениях Григория Каминского или хотя бы о том, как отец – «самый отъявленный безбожник губернского масштаба» – взял сына с собой отвезти товарняком в Москву изъятые церковные ценности и как потом, после поездки, повел его… к заутрене «в великолепном соборе, внутри тульского кремля».


Даже если бы Немцов ничего больше не написал, кроме этой книги – он все равно заслужил ею благодарную память читателей, как минимум тульских. Что же до его технической фантастики… признаться, в суете и напряженности современной жизни иногда хочется взять да открыть такую книгу, где все спокойно, размеренно, предсказуемо и над которой не надо напрягать мозги.



Валерий РУДЕНКО