Подъезжая к Белеву, видишь красивую панораму. На возвышенностях – древний город – ровесник Москвы, основанный так же, как и столица, в 1147 году. На берегу полноводной Оки – строения двух старинных монастырей: мужского Спасо-Преображенского (одного из старейших на русской земле) и женского Крестовоздвиженского (самого древнего из известных нам женских монастырей Тульского края). 
 
Удивительно, что два этих монастыря находились совсем рядом – между женской и мужской обителями была только ограда, к которой со стороны мужского монастыря подступал фруктовый сад… 
 
Вначале был основан Спасо-Преображенский монастырь. В «Православной энциклопедии» 2002 года издания находим, что, по преданию, на этом месте стоял храм, в котором ожидал покровительства князя московского Василия Васильевича Темного казанский хан Улу Муххамед, изгнанный в те времена из своих владений. По часто встречающимся предположениям историков-исследователей, князь Иван Васильевич, сын основателя Белевского княжества князя Василия Романовича и племянник Одоевского князя Льва Романовича, создал в Белеве Спасо-Преображенский собор, который должен был быть усыпальницей Белевских удельных князей. 
 
Точная дата основания здесь этого монастыря неизвестна. И.Ф. Афремов в «Кратком историческом описании города Белева с уездом его» (1844 года издания) указывает 1525 год, но подтверждений не приводит. Во вкладной монастырской книге первый вклад датирован 1557 годом. И.Ф. Афремов также сообщает, что в Синодике Спасо-Преображенского монастыря отмечен факт его посещения в 1565 году царем Иваном IV Грозным. Сохранился также текст его наставления: «Поставить во обязаность игумену монастыря помнить вседневно Белевских князей, а во день их смерти служить соборне и раздевать мылостыню. Иоанн IV Васильевич». Однако все эти исторические факты так и не позволили установить точный год основания Спасо-Преображенского монастыря. Еще в 1781 году это констатировал в своем донесении его наставник игумен Амвросий: «… самаго же начала, с котораго года имянно издревле тот монастырь заведен, точнаго сведения не отыскано». 
 
Что касается второго монастыря – женского Крестовоздвиженского – то с годом его основания более-менее все ясно. Так, в монастырской описи 1764 года говорится: «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палицкой, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящего Креста». Это подтверждают и другие акты XVII столетия. 
 
Изначально в основном деревянные два монастыря испытывали со временем набеги неприятелей, пожары, разрушения и, как следствие, многочисленные перестройки. Причем, в 1764 году Крестовоздвиженский монастырь был полностью упразднен, а его монахини переведены в Лихвинский Афанасьевский женский монастырь, который, в свою очередь, уже в 1768 году был также ликвидирован «из-за ветхости построек», и Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. Только в конце XVII века основные постройки монастырей Белева были «возведены в камне». 
 
В «Описании города Белева и Белевского уезда 1792 года» сказано: «Мужской монастырь Спаса Преображения Господня; огражден девятиугольной с семи сторон каменной стеною с двумя воротами; в нем четыре церкви каменные: 1) Соборная Спаса Преображения с приделом Архангела Михаила; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 3) Иоанна Предтечи; 4) надвратная Алексея Митрополита. Келий каменных четыре, деревянных десять. 
 
Монастырь Крестовоздвиженский огражден десятиугольною каменною стеною с одними воротами. В нем каменная церковь Воздвижения креста Господня с приделом Николая Чудотвоорца. Келий деревянных двенадцать». 
 
Сохранились также сведения, что Крестовоздвиженский женский монастырь являлся своеобразным центром кружевоплетения, прославившим традиционные белевские кружева не только по все России, но и за границей. 
 
Интересен факт, что в этом монастыре в 1801 году была возведена каменная колокольня «в два с половиной этажа», которая была самой высокой точкой Белева до тех пор, пока в 1820 году не была построена колокольня соседнего Спасо-Преображенского мужского монастыря. 
 
В XIX веке Крестовоздвиженский монастырь был уже окружен с трех сторон каменной стеной (с четвертой, восточной, – деревянной), с башнями по углам; в этом монастыре появились тогда же домовая церковь, женское двуклассное училище, где учителями были сами монахини, больница на 12 мест, богадельня, церковно-приходская школа… 
 
В это же время в Спасо-Преображенском мужском монастыре действовали духовное училище и Духовное Правление Белевского округа. 
 
В революционные 1920-е годы оба монастыря были закрыты, их строения приспособлены под жилье, а потом и вовсе заброшены. 
 
В 1990-е годы в этой местности проходили археологические раскопки. Об их итогах написал в своем исследовании А.В. Шеков: «Мощность археологического культурного слоя на монастырской площадке была определена в пределах 1,7 – 2,0 м. В слое были найдены многочисленные фрагменты керамической посуды XV-XIX вв., фрагмент керамического подсвечника, фрагмент бронзового энколпиона XV-XVI вв., костяные накладки, железные нож, обувная подкова, фрагмент керамического рыболовного грузила, 17 фрагментов рельефных поливных и гладких расписных печных изразцов. Рельефные поливные изразцы были покрыты зеленой либо бело-коричневой поливой и растительно-геометрическим орнаментом. Такие изразцы характерны для XVII в. Гладкие расписные изразцы датируются XVIII-XIX вв.» 
 
Только в начале наступившего столетия здесь активизировались восстановительные работы, Спасо-Преображенский мужской монастырь стал действующим. На сегодняшний день на территории двух монастырей в Белеве можно увидеть в отреставрированном виде: надвратный храм Свт. Алексия митрополита Московского (1696 г.) с колокольней (1820 г.), въездными воротами и монастырской стеной, Введенский трапезный храм (1700 г.), в обветшалом виде: Спасо-Преображенский собор (1686 г.), где «под спудом погребен блаженный праведный Никифор Белевский (Н.А. Трифонов)», Крестовоздвиженский собор (1869 г.) с колокольней (1801 г.). 
 
Не сохранились: церковь Иоанна Предтечи (1712 г., перестроена в 1765 г.), под которой располагались усыпальницы князей Волконских, Солнцевых-Засекиных, по некоторым данным, Белевских (от этой церкви остались только элементы фундаментов), домовая церковь Макария Великого (1864 г.). 
 
Очень хотелось бы надеяться, что реставрационно-восстановительные работы на месте двух монастырей Белева будут продолжены, и мы увидим хранящие в себе нашу историю эти старинные постройки хотя бы в приближенном к первозданному облике… 
 
… Дремлет над речной гладью древний Белев. В лучах заходящего солнца поблескивают на прощание маковки колоколен и купола его монастырей. Вспоминаются строчки уроженца этих мест замечательного русского поэта В.А. Жуковского, описавшего виды Белева в своей элегии 1806 года «Вечер»: «… Как солнца за горой пленителен закат, - Когда поля в тени, а рощи отдаленны И в зеркале воды колеблющийся град Багряным блеском озаренны… Уж вечер… облаков померкли края, Последний луч на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает…» 
 
 
Источник: Проза.ру