Иван Иванович Доронин, поэт русской деревни, родился 2 (15) августа 1900 г. в д. Слобода Тульской губернии и уезда (ныне Дубенского р-на) в крестьянской семье. 

До 12 лет занимался крестьянским трудом. С 12 до 15 обучался цветоводству и садоводству у тульского купца Макеева. В 1-й половине 1915 года пошел работать на Тульский оружейный завод (тогда Императорский Петра Великого), где работал до 1-й половины 1920 г. в приборной мастерской. 

Хорошо зная деревенский труд, он быстро сблизился и с рабочим классом. С 1919 г. начал публиковаться в тульских газетах, а затем и в центральных: "Правде", "Известиях", "Бедноте". Участвовал в организации комитетов бедноты в деревне. 

В I-й половине 1920 года командирован в Москву на краткосрочные курсы им. Свердлова. Вступил в партию и отправлен на Южный фронт. В годы гражданской войны служил в политотделе 51-й Московской дивизии, был литературным сотрудником полевой газеты. По возвращении с фронта работал в агитационно-литературно-издательском отделе Ходынского лагерного сбора в качестве литературного сотрудника, в политуправлении МВО, в редакции газеты "Красный воин". 

После демобилизации из армии учился на курсах Пролеткульта и в Московском Высшем литературно-художественном институте, руководимым В.Я.Брюсовым. В 1922 г. вступил в группу пролетарских писателей "Рабочая весна", затем в группу "Октябрь". Тогда же в издательстве "Московский рабочий" вышел 1-й сборник его стихов "Гранитный луг". 

Главной темой поэзии Доронина стала тема смычки города с деревней. В 1923 г. вышел сборник "Стихи" в серии "Комсомольские поэты и писатели". В 1926 г. опубликована поэма "Тракторный пахарь". А.В.Луначарский положительно оценил это произведение в сборнике своих статей о советской литературе, отмечая у автора виртуозное владение деревенским языком. 

И.И.Доронин публиковался, в основном, в 1920 - 1-й пол. 1930-х гг. Вышли его книги: "Песни советских полей", "Лесное комсомолье", "Крепкие поросли", сборники: "Первый сбор", "Хороводы", "Весенние голоса", "Моя дорога" и др. Позже печатались лишь отдельные стихи и немногочисленные рассказы и очерки. 

Во время Великой Отечественной войны работал над песнями: "Любо-хорошо" (муз. А.Новикова), "Будет Гитлеру конец" (муз. Р.Глиэра), "Московские калачи"(муз. К.Листова), "Петух" (муз. И.Дунаевского). Доронин был близок и понятен народу, недаром его стихотворение "Весенняя любовь" ("Ой, цвети, цвети кудрявая рябина...") стало народной песней. 

Издательством "Искусство" были выпущены плакаты с текстами И.Доронина: "Леша-разведчик", "Партизаны" и др. В Казани, в Татиздате вышла его поэма "Дружинница Наташа", в журнале "Советский воин" - лирическая поэма "Девушка-кузнец". После войны стихи Доронина публиковались в газетах "Известия", "Труд", "Социалистическое земледелие". 

В 1949 г. вышла его юмористическая повесть в стихах "Игнат Кузьмич". И.И.Доронин многие годы заведовал отделом поэзии газеты "Сельская жизнь". Собрал произведения письменного народного творчества, подготовил их к печати. Вышли сборники: "О чем поет народ Отчизны", "Родники народные", "О Родине, о мужестве, о славе". 

Доронин писал не только стихи. Известна его книга рассказов "Сельские встречи". Он был связан с тульским литературным движением. Городу Туле посвящено стихотворение "Кузнецы оружия" (1935 г.). Сам поэт отмечал, что Тула дала очень много для его творчества. 

Умер И.И.Доронин в Москве, в ноябре 1978 года. Когда-то, в июне 1925-го, Сергей Есенин надписывает ему экземпляр сборника «Березовый ситец»: «Ване Доронину с дружбой и любовью». А Владимир Маяковский в стихотворном обращении к Есенину писал: «Вы бы в день писали строк по сто, утомительно и длинно, как Доронин». 

В отличие от многих своих поэтических собратьев по Пролеткульту, Доронин не стал литературным чиновником, громящим с трибун «инакомыслящих и реакционных». Оттого, быть может, и редко встретишь его имя даже в литературоведческих исследованиях и мемуарах. Не осталось даже нигде его фотографий… Но уж лучше остаться в истории добрым знакомцем Есенина и собирателем фольклора, чем почетным орденоносцем и автором анонимок на собратьев по перу. 



                      Википедия

Тайна неспетых песен

 

Творчество поэта Ивана Доронина в довоенные времена советская критика противопоставляла «упадочническим» стихам Сергея Есенина.  

 

«Родился я в деревне Слободе, Тульской губернии и уезда (ныне Дубенского района – Ред.), – писал о себе в 1928 году Иван Доронин. – Деревня Слобода от Тулы в тридцати верстах, раскинулась по берегам большого оврага, на дне которого протекает маленькая речушка – Исчезна… Слобода насчитывает 400–500 дворов, из которых большая доля принадлежит середнякам и беднякам. До двенадцати лет занимался обычным крестьянским трудом: пас скотину, ездил в ночное и пр. С двенадцати и до пятнадцати лет я находился в обучении по цветоводству и садоводству у одного тульского купца Макеева… В первой половине 1915 года я ушел работать в 1-й Тульский оружейный завод (тогда императорский Петра Великого). В заводе работал до первой половины двадцатого года. Все время на станке в приборной мастерской. В этот период у меня появилась жажда к культуре, я стал читать все, что попадалось под руку… В этот же период я на время оставил завод и уехал в деревню для организации комитетов бедноты».

 

Потом были вступление в партию, Южный фронт, служба в дивизионном политотделе, политорганах Московского военного округа, редакции газеты «Красный воин». После демобилизации Иван Иванович учился на курсах Пролеткульта и в Высшем литературно-художественном институте, который возглавлял известный поэт Валерий Брюсов.

 

Словом, в литературу Доронин пришел зрелой личностью, с установившимися поэтическими и политическими – без этого тогда было никак нельзя – взглядами, отражавшимися в творчестве. Главной темой его поэзии стала смычка города с деревней. В 1922 году наш земляк вступил в группу пролетарских писателей «Рабочая весна», а затем в группу «Октябрь», тогда же вышла его первая книга стихов.

 

«От других комсомольских поэтов Доронин отличается тем, что он прежде всего – поэт деревни», – писали о нем критики в 1928 году. Его поэтическое лицо определяется деревней («потолки меня гнетут, – на просторе рос я, у меня в груди цветут буйных ржей колосья»).

 

Но Доронин «перестроил по-новому традиционную поэзию деревни, сказал о ней свое слово» в то время, когда «представительство деревни в поэзии монополизировала группа «мужиковствующих» («новокрестьянских») поэтов. Есенин, Клюев, Клычков, Орешин – выразители патриархально-собственнической деревни, склонные к идеализации патриархального уклада, религиозности и мистике, апологии собственничества, отрицанию городской культуры и индустрии. Доронин полярно противоположен им».

 

По «Октябрю» Доронин встречался со своим поэтическим (да и политическим) антиподом. Сергей Есенин подарил ему в 1925 году собственную книгу стихов «Березовый ситец» с автографом красными чернилами на авантитуле: «Ване Доронину с дружбой и любовью». При всем том Есенин отчетливо сознавал разницу в их подходах к деревенской теме – известен есенинский набросок пародии «Калитка моя…» на стихи Доронина в книге «Гранитный луг».

 

Ясно, что в оценках тогдашних критиков политики было как минимум не меньше, чем литературоведения. В том числе и в оценке Луначарским («прекрасное произведение») вышедшей в 1926 году поэмы Доронина «Тракторный пахарь». Анатолий Васильевич – нарком просвещения, первый крупный теоретик и критик советского искусства, – написал предисловие к ней, отметив виртуозное владение деревенским языком и наблюдательность поэта (подметил «глубочайшие сдвиги в жизни деревни»).

 

Статья Луначарского, признавался Иван Иванович, окрылила его. На этом взлете он написал стихотворение «Весенняя любовь» («Ой, цвети, цвети, кудрявая рябина»), ставшее в несколько измененном виде народной песней не без помощи мастерского исполнения певицы Ольги Ковалевой (ее имя сейчас позабыто, а ведь она в 1925 году с блеском давала концерты русской песни в Париже, работала на радио, была наставницей Людмилы Зыкиной).

 

«Рябина» так и осталась пиком творчества Доронина, хотя он много работал на поэтическом фронте до и после войны, выпустил немало поэтических книг, пробовал себя в прозе, долгие годы вел поэтический раздел в газете «Сельская жизнь».

 

Наверное, тому были свои причины. Одну из них приоткрыл Александр Твардовский в рабочих тетрадях 1960-х годов (журнал «Знамя», 2002 год). Вспоминая нелестный отзыв Маяковского в статье «Как делать стихи» о произведениях Доронина («Утомительно и длинно, как Доронин» – Ред.), Александр Трифонович пишет: «Вдруг подумалось, что и его он (Маяковский – Ред.) убил, как Молчанова, Кудренко, Митрейкина» (поэты, о которых уничижительно писал Маяковский – Ред.). Пусть все они стоят того, но все же».

 

Вот уж действительно – слово не только лечит, но и убивает… Конечно, это дела давно минувших дней, но очень жаль, что наш земляк спел не все свои лучшие песни, песни того непростого времени.

 

 

Валерий РУДЕНКО