Сергей Иванович Паков, которому в 2012 году исполнилось 90 лет, - участник известного Парада Победы, который проходил на московской Красной Площади 24 июня 1945 года. Полковник авиации в отставке Паков награжден орденами: Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя - Отечественной войны II степени, тремя - Красной Звезды, многочисленными медалями. 

Наиболее ценна для Сергея Ивановича, по его собственному признанию, медаль «За отвагу», заслуженная в тяжелом бою с фашистским истребителем-перехватчиком… 

С.И. Паков родился в Ярославской области. Ему было всего 7 лет, когда семья переехала в Ленинград. Здесь Сергей, окончив фабрично-заводское училище, работал на производстве и посещал занятия в местном аэроклубе. В 1940 году он поступил в Тамбовское авиационное военное училище. 

Когда началась Великая Отечественная война, учеба была организована ускоренными темпами, и уже в мае 1942 года Сергей Паков окончил училище и был направлен на фронт под Москву. Впоследствии он воевал ночным бомбардировщиком тяжелой авиации дальнего действия под Сталинградом, на Ленинградском фронте, на границе с Чехословакией, Румынией, Польшей. В последней стране встретил День Победы. Там же в Польше в конце мая 1945 года Пакова вместе с еще пятью офицерами авиаполка отобрали для участия в Параде Победы в Москве и отправили на месячную подготовку-тренировку в Подмосковье. 

24 июня 1945 года Сергей Иванович Паков маршировал по Красной Площади в составе сборного полка авиации дальнего действия под командованием Маршала Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова. 

Паков вспоминал: "Впереди нашего полка шествовал батальон с трофейными фашистскими знаменами и штандартами, которые бросались у Мавзолея. А еще запомнился замечательный фейерверк разноцветными ракетами и большой портрет Сталина, красиво освещенный со всех сторон различными прожекторами…"

После парада Сергей Иванович вернулся в Польшу, но ненадолго, потому что ему предстояло участвовать в войне с Японией. Для этого всю их дивизию передислоцировали в монгольские степи. Тогда Пакову поручили доставить на самолете в нашу ставку в Чите захваченного императора Маньчжурии Пу И, который являлся японским ставленником, по приходу советских войск отрекся от престола, попытался бежать в Японию, но наши солдаты 19 августа 1945 года задержали его в аэропорту. 

"По его доставке в Читу был личный приказ Маршала, - рассказывал С.И. Паков. – Но погода сложилась нелетная – над горами очень сильная облачность. Опасно лететь. Командующий отреагировал на эту ситуацию своеобразной шуткой: «Меньше одним императором будет». Император мне запомнился невысоким, щуплым, с большим кожаным портфелем, в сопровождении свиты из шести человек. В нашей охране были одни полковники. Когда садились в Чите, на аэродроме выстроилось множество машин местного начальства, как при торжественных случаях, ведь императора как бы встречают. Но потом разъяснили, что он – военнопленный, и встречающие быстро свернулись. Сдали мы императора под расписку… "

После войны Сергей Иванович служил на Сахалине, Чукотке. В 1952 году поступил в Военно-воздушную Академию в Москве, которую успешно окончил и был назначен заместителем командира авиаполка в городе Иваново, где прослужил несколько лет. 

В 1961 году С.И. Паков получил назначение в Тулу командиром авиационного полка, но вскоре по состоянию здоровья демобилизовался и стал работать на гражданской службе. Сначала – в автохозяйстве. А с марта 1968 года по апрель 1983 года Паков был бессменным руководителем бюро по трудоустройству населения города Тулы. 

Еще недавно Сергей Иванович регулярно встречался с ветеранами-однополчанами в Красносельском авиационном полку под Ленинградом. Но и сейчас он занимается общественной деятельностью и посещает различные встречи в Туле, в том числе и с подрастающим поколением, которое должно знать правдивую историю Великой Отечественной из первых уст - от ее ветеранов, да еще которым представилась уникальная возможность участвовать в историческом Параде Победы памятного 1945-го.