Николай Иванович Троицкий был известным историком-краеведом, основателем первого тульского губернского музея - Палаты древностей - и первого тульского научно-исторического общества - Историко-археологического товарищества, автором работ по истории культуры и археологии тульского края. 
 
Н. И. Троицкий родился 14 апреля 1851 года в семье дьячка с. Богатищево-Подлесное Каширского уезда и по территориальной принадлежности начал свое обучение в Веневском духовном училище, откуда после смерти отца был переведен на учебу в Тулу. В 1876 г. окончил Московскую духовную академию и начал преподавать в Костромской семинарии. Еще в годы учебы в Москве он увлекался археологическими исследованиями, принимал участие в деятельности Московского археологического общества, действительным членом которого стал позднее. Знакомство с известным археологом, видным организатором русской исторической науки А. С. Уваровым укрепило в Н. И. Троицком желание самому начать археологические исследования. А. С. Уваров посоветовал ему, тогда еще молодому костромскому преподавателю, провести археологическое обследование поволжского края. Однако вскоре, в 1879 г., Н. И. Троицкий переселился в родную Тулу, стал читать курс лекций в Тульской духовной семинарии и с этого времени начал активную и плодотворную краеведческую деятельность. 
 
Археологические изыскания Троицкого на территории Тульской губернии связаны с его участием во Всероссийских археологических съездах, на которых он получал нужную информацию о краеведческой деятельности во многих губерниях России, о состоянии археологической науки и о возможности использования ее данных для местных исследований. 
 
В программе V Всероссийского археологического съезда, который должен был состояться в Тифлисе в 1881 г., значились вопросы о палеонтологических останках на территории России. В Тульской губернии таковые неоднократно обнаруживались в конце XIX в.: в селе Михайловском Богородицкого уезда у директора сахарных заводов графов Бобринских В. А. Климова хранился рог мамонта, останки мамонта несколько раз поступали из Тульской губернии в музей Московского археологического общества. Это было известно Н. И. Троицкому. Собираясь принять участие в V археологическом съезде, он в июне 1881 г. совершил поездки на юг и север губернии для обследования мест нахождения ископаемых останков мамонта и послеледниковой фауны. Результатом поездки явилось выступление Н. И. Троицкого на съезде, опубликованное в его «Трудах» в 1887 г.  
 
В конце 1884 г. в Туле было положено начало первому губернскому музею. Н. И. Троицкий был не только главным организатором, но и первым значительным вкладчиком: музей состоял сначала из историко-археологической коллекции Н. И. Троицкого и исторически ценных предметов ризницы Тульского архиерейского дома. Музей назывался первоначально Епархиальным древлехранилищем, а позднее - Палатой древностей, и располагался в нижнем этаже церкви Пресвятой Богородицы на архиерейском дворе. 
 
Н. И. Троицкий, назначенный заведующим музеем, сумел хорошо его организовать. Музей просуществовал до 1917 г., превратился к этому времени в историко-художественный музей, который послужил основой Тульского областного краеведческого музея. Под руководством Н. И. Троицкого налаживались широкие связи Тульской палаты древностей с научными обществами, губернскими учеными архивными комиссиями, библиотеками и архивами столиц и губернских городов. Среди них - Общество истории и древностей российских при Московском университете, Новгородское общество любителей древности, Российский исторический музей в Москве, Московский архив Министерства юстиции, Рязанское древлехранилище и другие. 
 
Благодаря энергии Н. И. Троицкого, Палата с самого начала носила характер не узко местного музея. Это помогло тульским историкам конца XIX в. рассматривать изучение истории края в тесной взаимосвязи с отечественной историей. Музей, руководимый Н. И. Троицким, получал многочисленные пожертвования и был в сфере внимания не только местной, но и столичной интеллигенции: тульский врач, краевед В. И. Смидович пожертвовал нумизматическую коллекцию, заведующий музеем Петербургского горного института Н. П. Покровский прислал в дар Палате коллекцию минералов горных пород и окаменелостей из разных мест России и других стран, в Палату поступили сочинения от известного историка второй половины XIX в. Д. И. Иловайского, председателя Московского археологического общества П. С. Уваровой и других. 
 
Н. И. Троицкий организовал вокруг Палаты более 100 действительных членов, среди которых были самые активные исследователи тульского края. Из всех тульских краеведов конца XIX в. Н. И. Троицкий являлся самым настойчивым пропагандистом исторических знаний вообще, а местной истории в особенности. В одном из обращений к учителям народных школ он писал: «Можно и не знать и забывать памятники исторического прошлого, но не печально ли это? А если нужно помнить прошлое, то нужно хранить и знать памятники старины. Без них как вы будете воспитывать в себе и других священное чувство любви к Родине, ее святыням, ее народу, ее героям?» 
 
Н. И. Троицкий старался, чтобы результаты научных изысканий в области «отечествоведения» были достоянием не одних ученых. Благодаря его активности Палата древностей в 1898 г. получила четырехкомнатное помещение на архиерейском дворе и открылась для публики. Н. И. Троицкий и его помощник М. Н. Руднев организовывали экскурсии по музею. 
 
В 1898 г. для изучения истории края возникло первое тульское научное историческое общество - Историко-археологическое товарищество. Оно объединялось вокруг Палаты древностей. Главным организатором и старшиной товарищества, насчитывавшего 30 членов, был Н. И. Троицкий. С 1899-го по 1912 г. Товарищество имело свое периодическое издание - журнал «Тульская старина». Члены Товарищества внесли значительный вклад в тульское краеведение. Особенно много они сделали для развития археологии. 
 
Н. И. Троицкого следует считать первым археологом тульского края, который приступил к практической работе по исследованию курганов, городищ, насыпей. В 1884-м, 1886-м и 1887 гг. он предпринял три поездки на реку Непрядву. Результаты этого обследования были подробно описаны в статье «Берега реки Непрядвы в историко-археологическом отношении», опубликованной в октябре 1887 г. в газете «Тульские епархиальные ведомости». 
 
Главной особенностью данного исследования явилось описание памятников различных эпох на берегах Непрядвы, начиная с древнейших времен и кончая XVI в. На Непрядве Н. И. Троицким были изучены останки мамонта, каменные орудия, кони-камни (бывшие религиозные культы финских племен), места «игрищ» славянских племен вятичей, курган в верховьях реки Смолки, местность Куликова поля, городища в селах Никольское-Буйцы и Никитское. В археологическом путешествии на Непрядву Н. И. Троицкий был снабжен письмом Московского археологического общества с просьбой о содействии ему. 
 
Дважды - в 1898-м и 1903 гг. - Н. И. Троицкий был организатором раскопок городищ на территории Тульской губернии. Раскопки проводились в рамках деятельности Историко-археологического товарищества. Финансировал их тульский помещик А. И. Мосолов. Первоначально раскапывалось Пореченское городище Одоевского уезда. Н. И. Троицкому удалось обнаружить здесь гончарные предметы, железные изделия, вещи из бронзы, кости человека и животных. Это городище относилось к переходной эпохе - к концу бронзового века и началу железной культуры. 
 
В 1903 г. раскапывали Березовское городище того же Одоевского уезда. Здесь были обнаружены кости животных, обломки гончарной посуды, железные ножи, пластинки бронзы с орнаментом, куски спрессованной золы, напоминающие небольшие очаги, железные наконечники стрел. Это городище относилось к началу колонизации берегов средней Упы славянскими племенами вятичей. 
 
Н. И. Троицкий был авторитетным археологом, и его исследования на территории Тульской губернии получили признание и широкую популярность. В 1892 г. он представил свою работу «Следы язычества на пространстве между верховьями рек Оки и Дона» в бюро Международного конгресса по доисторической археологии и антропологии в Москве. По решению ученого комитета конгресса она была напечатана на французском языке в первом номере «Трудов конгресса». В 1893 г. эта статья опубликована в «Памятной книжке Тульской губернии». 
 
Н. И. Троицкий был одним из авторов столичного журнала «Светильник», в котором освещались вопросы церковного искусства. В 1915-м и 1917 гг. на его страницах были опубликованы статьи Н. И. Троицкого о фресках тульского Успенского собора и об иконе Николая Доброго в Новомосковском Святодуховом монастыре. Эти работы до настоящего времени представляют большую ценность для искусствоведов, реставраторов. 
 
Особенно интересно исследование Н. И. Троицкого о фресках тульского Успенского собора, так как роспись его, сделанная в 1765-1767 гг. ярославскими художниками, являлась, по мнению Н. И. Троицкого, последним и совершенным созданием мастеров фрескового письма. О фресках тульского Успенского собора им был сделал доклад на IX археологическом съезде. 
 
Успешное археологическое изучение края, концентрация исторических памятников в тульских музеях, в том числе в Палате древностей, давали возможность решать теоретические задачи краеведения. Н. И. Троицкий писал: «Правильное движение науки вперед возможно только при широкой и тщательной разработке всевозможных местных памятников старины». Троицкий связывал понятие «край» с твердо обозначенными «естественными условиями», а не с административными границами, выдвигал требование последовательного изучения определенной местности, в результате которого можно получить правильную картину ее заселения, образа жизни населения, развития культуры. 
 
Краеведческая деятельность Н. И. Троицкого не замыкалась в рамках Палаты древностей и Историко-археологического товарищества. Он был членом Тульского губернского статистического комитета (осн. в 1835 г.), Комитета для составления историко-статистического описания Тульской епархии (осн. в 1858 г.). 
 
Н. И. Троицкий являлся видным церковным деятелем, и это обстоятельство не могло не наложить отпечаток на характер и круг его исследований. Как член Комитета по описанию Тульской епархии, Н. И. Троицкий составил исторические очерки веневского Богоявленского, одоевского Анастасова Богородице-Рождественского, тульского Богородичного, что в Щеглове, тульского Успенского монастырей, села Татева Тульского уезда, села Городище Каширского уезда. Они были опубликованы отдельными изданиями, а также помещены в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1895-1913 гг. Н. И. Троицкий считал, что историко-статистическое описание тульских церквей представляет собой существенный статистический, археологический, художественный интерес для истории тульского края. 
 
Вместе с членом Тульского губернского статистического комитета, впоследствии хранителем Оружейной палаты в Москве Ю. В. Арсеньевым Н. И. Троицкий был редактором изданного в 1888 г. этим комитетом сборника статей под названием «Святые храмы г. Тулы. Историко-статистическое описание». Немного раньше, в 1884 г., Комитет по описанию Тульской епархии издал сборник документов «Материалы для историко-статистического описания Тульской епархии». Одним из редакторов этого сборника был Н. И. Троицкий. 
 
Н. И. Троицкий последовательно отстаивал мысль о том, что без сохранения и разработки местных архивов, монументальных и других памятников невозможна полная история отечества. Он был одним из инициаторов основания в Туле губернской ученой архивной комиссии. Однако после образования комиссии в 1913 г. Н. И. Троицкий не принял участия в ее работе, так как не был удовлетворен уставом. 
 
Он являлся почетным членом Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, в 1911 г. единогласно избран членом Куликовского строительного комитета (для сооружения на Куликовом поле храма - памятника Сергию Радонежскому), принимал участие в работе Тульского общества любителей естествознания, выступая с докладами по археологии тульского края. 
 
В годы Советской власти Н. И. Троицкий не оставлял своих занятий историей края. В 1918 г. он организовал публичные популярные лекции по истории тульского края при художественно - историческом музее. Н. И. Троицкий разработал программы трех курсов таких лекций. В 1919 г., работая в музейном подотделе Тульского губернского отдела народного образования, он начал составлять конспект для справочника по археологии тульского края, но не успел закончить его. В последние годы своей жизни он собирал материал по фольклору Тульской губернии. Но эта деятельность показалась ему трудной: «Трудно не столько собирать произведения народного творчества, сколько распознавать, что принадлежит собственно тульскому населению и что им заимствовано», - писал Н. И. Троицкий. Он делал попытки собирать материал для словаря замечательных людей тульского края, особенно его интересовал род Хомяковых. 
 
Умер Н. И. Троицкий в Туле в 1920 г. 
 
 
Николай Иванович ТРОИЦКИЙ (1851–1920), археолог и краевед, создатель древлехранилища – первого музея на тульской земле Хранитель древностей «Можно и не знать и забывать памятники исторического прошлого, но не печально ли это? А если нужно помнить прошлое, то нужно хранить и знать памятники старины. Без них как вы будете воспитывать в себе и других священное чувство любви к Родине, ее святыням, ее народу, ее героям?» – обращался Николай Иванович Троицкий к учителям народных школ. «Отечествоведению» он посвятил всю свою жизнь. А жизнь у Николая Ивановича сложилась непросто. Сын дьячка храма Казанской иконы Божией Матери села Богатищево-Подлесное начинал учиться в Веневском духовном училище, после смерти отца был переведен в тульское училище, окончил его, затем – семинарию, продолжил образование волонтером (вольноопределяющимся) Московской духовной академии, работал в Костромской семинарии, защитил в этот период диссертацию магистра богословия, с лета 1879 года переехал в Тулу. Преподавал в Тульской духовной семинарии, женском епархиальном училище, вел теологические исследования – к трудам Троицкого в этой сфере специалисты обращаются и в наше время. Так, уже в XXII веке его статья «Крест Христа – Древо Жизни», написанная в 1914 году, вышла в «Ставрографическом сборнике» издательства Московской Патриархии. Богословские искания Николай Иванович сочетал с глубоким увлечением стариной, пришедшим к нему в академические годы «с подачи» одного из основателей Исторического музея в Москве графа Алексея Уварова. В 1877 году Троицкий был избран членом-корреспондентом Императорского московского археологического общества, а впоследствии стал его действительным членом. В Тульской губернии Николай Иванович совершил ряд экспедиций с целью исследования древних исторических памятников и по праву считается первым археологом земли тульской, начавшим практическое изучение курганов, городищ и насыпей. Он также инициировал создание первого тульского научного исторического общества – Историко-археологического товарищества, внесшего значительный вклад в краеведение. Однако в летопись региона Николай Иванович вошел прежде всего как организатор древлехранилища – Тульской палаты древностей, из которой в дальнейшем вырос областной краеведческий музей. В октябре 1874 года Троицкий подал архиепископу Тульскому и Белевскому Никандру докладную записку, пронизанную тревогой о судьбе памятников, изъятых из церковного употребления и хранящихся в храмах: «По неведению или небрежности они должны исчезнуть бесследно». Николай Иванович предложил собирать в ризнице архиерейского дома богослужебные предметы и старинные рукописи, не имеющие «действительного документально-юридического значения для храмов». Владыко утвердил 8/20 апреля правила приобретения и хранения памятников старины, этот день сам Троицкий и считал днем основания епархиального древлехранилища. Под него выделили комнату в архиерейском доме, чтобы «собранные вещи хранить в особых шкафах до времени, пока не представится нужда в более обширном помещении». Вскоре коллекция переехала в нижний этаж церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, которое владыко отделал «на свои средства, приняв во внимание и безопасность в пожарном отношении», а через восемь лет заняла целый этаж флигеля на архиерейском дворе. В собрание, которое величали теперь Палатой древностей, входили геологические и этнографические находки, портреты исторических лиц, старинные рукописи и книги, гравюры, монеты, коллекции предметов церковной утвари. В воскресные и праздничные дни палата открывала двери для публики. Ее часто посещали учащиеся семинарии и гимназии, учителя народных школ, бывали здесь и члены царской фамилии. Первые годы нового XXI века принесли Троицкому личную трагедию: в Веневе утонул во время купания сын, учащийся Тульской семинарии. Справиться с горем Николаю Ивановичу помогла глубокая и искренняя Вера. Она же поддерживала и позже, когда его несправедливо обвинили в денежной недостаче и «скверном редактировании материалов» газеты «Тульские епархиальные ведомости», которую краевед вел параллельно с руководством Палатой древностей. Да и с Палатой не все складывалось, как хотелось бы. Синод отказался участвовать в строительстве нового здания для нее на территории тульского кремля, хотя городская дума с учетом популярности собрания раритетов даже заказала проект, в разработке которого принял участие художник Павел Жуковский, сын знаменитого поэта, нашего земляка. Так Палата и осталась на архиерейском подворье. К концу 1916 года благодаря усилиям Троицкого фонды древлехранилища превысили 10 тысяч единиц хранения. Налаживались и личные дела: интриги против Николая Ивановича рухнули, авторитет его в церковных кругах и обществе остался высок, краевед был награжден орденами Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира, удостоен чина действительного статского советника. Но наступил революционный 1917-й… После февральской революции Николай Иванович еще надеялся спасти то, чему служил всю свою жизнь – Веру. Магистр богословия, 66-летний заведующий Тульской палатой древности был избран во Всероссийский Поместный Собор, открывшийся в августе 1917 года, и работал в подотделе, где развернулась дискуссия об упрощении богослужебного языка. В самой постановке такого вопроса Троицкий усматривал коварные происки не столько антихриста, сколько кайзера Вильгельма, который в стремлении «уничтожить славянство» покушается инспирировать отмену либо искажение славянского языка. А потому, заявлял Троицкий, «да будет все так, как было создано св. церковью и пребыло на Православной Руси до сего дня»; не следует и исправлять богослужебные книги, ибо даже «делать изменения в строе речи ради более удобного ее понимания, замену устаревших слов… нельзя без ущерба для оригинала». Октябрьская революция довершила разрушение старого общества, а с ним – и Палаты древностей, в которую Николай Иванович вложил столько души и сердца. Архиерейский дом заняли чекисты, в помещениях Палаты разместился военный отряд. В связи с этим «музейные вещи пришлось в течение двух дней перенести из архиерейского дома в архиерейскую церковь и спешно складывать в груды, не придерживаясь никакой системы, – отмечается в документах того времени. – При такой спешной переноске многие музейные вещи пострадали, и потом в течение долгого времени пришлось поправлять поспешность переноски». Троицкому выпало наблюдать за «переноской», а затем в качестве служащего подотдела музеев при Тульском губернском отделе народного образования заниматься учетом и описанием предметов церковной старины. Но и в этом качестве он к середине октября 1919 года оказался не нужен новой власти. Хорошо хоть, что часть собранных Троицким раритетов сохранилась и позже легла в основу коллекции областного краеведческого музея. Имя Николая Ивановича Троицкого было забыто на его малой родине в течение многих десятилетий, в том числе и из-за его богословской, церковной деятельности. Лишь в последней трети прошлого века оно стало появляться в печати, но только постсоветская Россия целиком и полностью признала его заслуги. Тульская городская Дума в 2006-м году приняла решение об открытии мемориальной доски на доме № 37 по ул. Пирогова, где жил историк-краевед, археолог, основатель музейного дела в Тульской губернии. Еще раньше стали доступны широкому читателю его произведения, вышедшие в сборнике трудов Троицкого – в советское время ни одна из этих работ не переиздавалась, а сам Николай Иванович, серьезный и вдумчивый ученый, именовался «любителем древностей». Справедливость восстановлена, но как горько, что для этого потребовалось так много времени… Валерий РУДЕНКО