Храм Сретения Господня в Богучарове был построен на закате русского классицизма, со всеми присущими ему чертами. 
 
Характерной его особенностью является строгая центричность и отсутствие ясно выраженного главного признака культового здания – апсиды. План решен в форме равноконечного, так называемого «греческого креста», к четырем концам которого примыкают шестиколонные портики. Над центральным объемом храма возведен довольно высокий световой барабан, покрытый полусферическим куполом. 
 
Сведения из исторической справки: в 1644 году «пустошь Татаринова, Богучарово тож» передана во владение Хомяковых. До середины 18 века сведений о постройке храма не обнаружено, но в 1763 году храм уже существовал, т. к. на запрос Академии наук тульская провинциальная канцелярия от 18 декабря 1763 года писала: «… в деревне Волоти через речку Волотю, за которым в левую сторону верстах в трех село Богучарово, где церковь каменная…». 
 
В 1812 году, после изгнания из России Наполеона, мать А.С.Хомякова Марья Алексеевна дала обет построить церковь в ознаменование этого чудесного избавления. А уж если строить, то строить. Составляется великолепный проект, в осуществление которого откладываются все свободные сбережения. 
 
В 1836 году по проекту крепостного архитектора Сергея Александрова и участии А.С.Хомякова строится настоящий храм. Сергей Александров был отпущен на волю для поступления в Петербург, чтобы выхлопотать себе звание вольного художника. Главный престол храма – Сретения Господня; в северном приделе – Феодора Тирона, в южном – Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. 
 
В описании интерьера отмечается «довольно высокий иконостас главного алтаря», лучшее украшение которого составляют великолепные резные и позолоченные царские врата; резьба представляет сильные, густо сложенные ветви виноградной лозы с большими кистями… Иконы в иконостасе итальянского письма, в общем – хорошо выдержанного стиля, но отчасти и с несколько неумеренным обнажением фигур (Архангел Гавриил в северном приделе), что, разумеется, так свойственно итальянской живописи вообще». 
 
Судя по описанию интерьера, а также сохранившимся фрагментам алтарной преграды можно утверждать, что одновременно со строительством колокольни в 1894 году было произведено «подновление» храма, особенно коснувшееся его интерьера, который первоначально был выполнен во вкусах славянофила А.С.Хомякова. 
 
В 1913 году в восточную стену храма была вмурована плита XVIII века, до этого находившаяся в здании XVIII века, а затем хранившаяся в подвалах господского дома. Плита выполнена из белого камня с фигурами. На ней вырезана следующая надпись: «Противу сей надписи погребено тело лейб-гвардии поручика Александра Федоровича Хомякова супруги ево Настасьи Ивановой, секунд-майора Ивана Михайловича Грибоедова дочери, которая в Москве преставися 1775 году Февраля 13 числа по полуночи в 11 часу, рождение ее в Москве в 1750 году в день тезоименитства ее Октября 29 числа по полудни в 11 часу. Итого жития ее было 24 года 3 месяца и 15 дней, а супружестве имелась 1768 года июля 9 числа всего шесть лет 7 месяцев и четыре дни». 
 
После смерти Алексея Степановича Хомякова в 1860 году усадьба переходит его старшему сыну Дмитрию, который владел ею до 1917 года. 
 
При последнем владельце в усадьбе разворачиваются большие строительные работы: пристраиваются к старому господскому дому два флигеля, заново строится телятник, обновляются и расширяются парники и оранжереи, строится дом для управляющего и в 1894 году строится колокольня, для чего были приглашены архитекторы П.В.Жуковский и Н.В.Султанов. 
 
 
Источник: www.bogucharovo.ru