Богородицкий дворец – бывшая усадьба графа Алексея Григорьевича Бобринского. 
 
Род Бобринских пошел, как утверждают историки, от внебрачного сына графа Григория Орлова и Екатерины II. За несколько месяцев до своего восхождения на престол, а именно 11 апреля 1762 г., Екатерина родила мальчика. Ребенок был назван Алексеем в честь дяди и крестного отца Григория – графа Алексея Орлова, а отчество получил от отца. По легенде, фамилию Бобринский он получил потому, что сразу после родов его укутали в бобровую шубу и увезли поскорее за город, чтоб успеть скрыть плод измены от глаз супруга, императора Петра III. По другой версии, фамилия происходит от названия имения Бобрики Тульской губернии, подаренного новорожденному Екатериной в 1763 году. В 1781 году императрица возвела Алексея Григорьевича Бобринского во дворянство и пожаловала герб, на котором начертаны слова «Богу слава, Жизнь тебе», которые, якобы, она произнесла после родов. 
 
В 1763 году Богородицк становится собственной волостью императрицы Екатерины Великой. Императорская усадьба начала строиться на месте развалившейся Богородицкой крепости, сооруженной еще в 1660 годах XVII века, по проекту начинающего архитектора Ивана Егоровича Старова. Заказчицей загородного ансамбля выступила сама Екатерина Великая. 
 
Летом 1773 года был заложен первый камень в основание Богородицкого дворца. Дворец эффектно расположили на холме над запруженной рекой Упертой. Он представлял собой двухэтажное здание на высоком цокольном этаже, украшенное легким бельведером. Западный фасад дворца по центру имел полукруглый выступ, определивший форму овальных залов внутри здания. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа. Весной 1774 года по проекту И.Е.Старова рядом со зданием дворца закладывается усадебная Казанская церковь. Хотя церковь была небольших размеров и представляла собой однокупольный храм, она производила впечатление монументального сооружения. Отлично подобранные пропорции храма придавали ему весомую значимость и торжественную монументальность. До 1821 года Казанская церковь была соборной, и в 1901 году в ней венчались Ю.А.Бобринская с князем Г.В.Львовым, будущим Председателем Совета Министров Временного правительства. 
 
В композиционную группу ансамбля зодчий включил многоярусную башню-колокольню в стиле барокко петровской эпохи, которая была построена по проекту неизвестного архитектора в первой половине ХVIII столетия. Башня замыкала главную березовую аллею, протяженностью около полверсты, которая служила парадным подъездным путем к ансамблю. Одновременно башня служила парадными воротами во двор и звонницей усадебной Казанской церкви. 
 
В 1776 году управляющим в богородицкую усадьбу был назначен А.Т.Болотов - один из основоположников русской агрономической науки, писатель, энциклопедист. Он оправил классическую архитектуру дворца великолепным пейзажным парком, считавшимся «чудом здешних мест». Под влиянием Болотова стали сажать сады возле своих домов и городские обыватели. Парк был создан практически на голом месте. Два водных источника в двух верстах от имения, поднятые на должную высоту, обеспечили непрерывную подачу воды и создали возможность устройства «украсительных» прудов и водопадов. 
 
В послереволюционные годы были вырублены ценные уникальные деревья, загрязнились пруды, и были разломаны изящные мостики, варварски уродовались дорожки, “парк стал доступен всякому животному”. 
 
В ночь с 11 на 12 декабря 1941 года при отступлении гитлеровские войска полностью разрушили здание дворца и превратили его в руины. 1 июля 1967 года было принято решение о восстановление “графских развалин”. 
 
А в 1975 году в возрождаемом дворце был основан Богородицкий дворец-музей, который 16 октября 1988 года распахнул свои двери для посетителей. Лучшую часть экспозиции музея представляют произведения прикладного искусства XVIII начала XIX веков, скульптура, прижизненные издания Болотова, копии с его акварелей с видами былых парковых диковин. Реставрация и точное воспроизведение дворцово-паркового комплекса усадьбы Бобринских не представляется возможным, так как нельзя составить полную и целостную картину облика ансамбля по скупым и разрозненным высказываниям А.Т.Болотова и единственному сохранившемуся чертежу И.Е.Старова. В силу этих причин невозможно составить общего представления о первоначальных интерьерах, утраченных в начале XIX века во время опустошительных пожаров. Однако по инициативе общественности города, силами энтузиастов было восстановлено из руин главное украшение – дворец. 
 
Постепенно Богородицкая усадьба приобрела свой прежний облик. Снова белокаменный дворец величаво возвышается над городом. Его строгий силуэт и высокая башня-колокольня видны с каждой из пяти лучевых улиц, которые как бы сами направляют к усадьбе. В настоящее время 14 залов дворца открыты для посетителей. В залах музея проводятся художественные выставки, концерты камерной музыки, работает детская художественная школа. Проходит регистрация браков. Казанская церковь теперь открыта для прихожан. В ней тоже ведутся реставрационные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
Власти города Богородицка Тульской области передали в региональную собственность Богородицкий дворец-музей 18 века, некогда принадлежавший потомкам Екатерины II, что увеличит финансирование на его содержание и развитие, сообщил министр образования и культуры правительства регион Денис Бычков. 

"Богородицкий дворец-музей и парк" расположен в городе Богородицке Тульской области на территории усадьбы конца 18 века, некогда принадлежавшей графам Бобринским, ведущим свою родословную от сына Екатерины II и Григория Орлова. В музейный ансамбль входит дворец с 13 экспозиционными залами площадью 670 квадратных метров, 49 гектаров пейзажного парка и въездная башня. В 1941 году отступающие немецкие войска превратили дворец в руины. В 60-х годах 20 века было принято решение о возрождении усадьбы. В 1988 году Богородицкий дворец-музей и парк распахнул двери для посетителей. 

По словам Бычкова, вопрос о передаче музея в собственность региона обсуждался с начала 90-годов, однако только в конце марта 2012 года депутаты муниципалитета приняли соответствующее решение. Министр отметил, что это позволит значительно увеличить финансирование музея - по предварительным подсчетам, почти в пять раз. "Сейчас финансирование музея составляет около 3,5 миллиона рублей в год, для такого музея эта очень маленькая сумма. Денег не хватает не только на развитие музея, но и на его ремонт, обновление фондов, развитие парка - местный бюджет не может себе позволить это. Поэтому уход на региональный уровень позволит улучшить ситуацию. Сумма, по моим оценкам, может составить до 15 миллионов рублей в год", - сказал Бычков. 

 По материалам www.newstula.ru

В феврале 2012 года Богородицкий дворец-музей открыл обновленную выставку «Прекрасное в камне», под которую отведен музейный зал, расположенный на бельведере.


Удаленная от «интерьерной» экспозиции и необычная по составу экспонатов и зрелищности выставка соединяет между собой «дворец» (бельведер как элемент архитектуры XVIII века) и «музей», представляющий здесь одну из своих крупных коллекций.


На выставке представлено 420 экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов и 6 сопроводительных предметов. В основу экспозиции легла коллекция фабричного музея «Экспортсамоцветы», переданная музею в 1986 г.


Камни, собранные едва ли не со всего бывшего СССР, являют многообразие красок и причудливость форм. Одни напоминают геометрическую фигуру или распускающуюся розу, другие выпустившего свои иглы ежа или восхитительный пейзаж.


Обновленную экспозицию дополнили старинные предметы, выполненные из камня или с его применением в разные годы приобретенные музеем или полученные в дар.



Источник - http:////дворец-музей.рф/index.php/en/news/194-2012-05-21-19-24-35?fontstyle=f-larger

Первый в России детский театр


Первый в России детский театр был создан в 1779 году в г. Богородицке, Тульской губернии, в имении графов Бобринских, управляющим, известным ученым-энциклопедистом Андреем Тимофеевичем Болотовым (1738 - 1833).


Идея создать детский театр возникла 7 октября 1779 года, во время празднования 41 дня рождения Болотова. 24 ноября 1779 года (по новому стилю 5 декабря 1779 года) в одном из залов дворца состоялась первая постановка театра по пьесе М.М. Хераскова «Безбожник». Актёрами стали жившие в усадьбе дети, в том числе сын А.Т. Болотова Павел.


В XVIII веке репертуара для детского театра ещё не существовало. Первую пьесу Андрей Тимофеевич сам написал за два дня. Все пьесы Болотова носят воспитательный и назидательный характер. В них соблюдается принцип трёх единств (места, времени, действия), присутствуют «говорящие» имена и фамилии (Честохвал (хвастун), Добродушин, Благонрав, Злосердов), персонажи делятся на положительных и отрицательных.


Действие комедии А.Т. Болотова «Честохвал» (1779 год) разворачивается в поместье Благонрава, роль которого исполнял сам Болотов. Роль сына Благонрава, Клеона, играл сын Андрея Тимофеевича Павел.


«Честохвал» исполнялся неоднократно и имел успех у богородицких зрителей. Но самой известной пьесой Болотова-драматурга стала сентиментальная драма «Несчастные сироты».


Театр приобрел большую популярность. Зрителей стало гораздо больше, чем могла вместить комната, заменяющая зал. Болотов переводит театр в более просторное помещение в одном из дворцовых флигелей и оборудует сцену и зрительный зал. Здесь было все, что положено в таких случаях: поднимающийся занавес, суфлерская будка, специальное сценическое освещение, партер. Двойные кулисы позволяли мгновенно менять декорации, нарисованные при участии самого А.Т. Болотова, который был неплохим художником.


В дни летней Казанской ярмарки на представлениях театра было более 200 зрителей. Болотовский театр просуществовал всего около двух лет. Официальный предлог прекращения театральной деятельности, связанный с тем, что дети слишком увлеклись сценой и забросили другие занятия, стал причиной придирок к А.Т. Болотову молодого князя С.С. Гагарина, назначенного новым куратором имения.


Через некоторое время А.Т. Болотов покинул Богородицк.


Источник: Википедия